История Казахстана. ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ (часть 1)

1. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной
истории, поэтому её изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Одной из значительных задач истории является казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых президентом Н. Назарбаевым в послании народу “Казахстан - 2030”. В свою очередь патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и её популяризация являются сегодня такими важными.
2. Эпоха древнего каменного века — время становления человечества и его хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими. Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700 тыс. лет назад), ашсльскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад). В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И потому на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от
назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т. д. Средний палеолит охватывает время 14-40 тыс. лет до н.э. Известная культура того времени – мустьерская. Зарождается матриархат. Появляется загонная охота, открытие способа добывания огня. Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10 тыс лет назад. Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и формирования рас и расовых групп. Начало периода неолита падает на V тыс. до н. э. Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит все большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия так называемого производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы, — собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило характер. Мезолит – 12-5 тыс. лет до н.э. В это время: рыболовство, изобретение лука и стрел, каменных наконечников, шарикообразных наконечников, изобретение ловушек, силков, рыболовных снастей, гарпуна. Появление новой техники обработки камня – пилка, шлифовка.
3. Люди научились писать около 5 тыс. лет назад. Поэтому письменные источники позволяют заглянуть в прошлое не далее указанного срока. Для изучения раннего периода используют вещественные источники, к ним которым относятся всевозможные предметы или обьекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилищ и др. сооружений древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и т. д. Письменные источники в Казахстане: надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Их можно условно разделить на несколько групп. В первую группу ирано-язычные п.п. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехистунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни казахстанских племен первого тыс. до н.э. Следующую группу составляют письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Иродота и географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиака Марцелпина, византийского историка Полиона мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в Китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в Казахстанских степях, и скурпулезно записывали их. В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманулы. Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи. Такие произведения, как “Слово о полку Игореве”, “Ипатьевская летопись”, “Сибирская летопись” и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в “половецкой степи”, т.е. на территории от Дуная до Алтая. Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские. В памятниках, написанных на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья. Для восстановления истинной истории казахского края много было сделано отдельными представителями национальной историографии. Первый опыт написания систематической истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.Левину.
4. Андроновская культура эпохи бронзы. С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития. Так как основным материалом были сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, серпы, орудия, украшения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством - характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории. Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (ХУШ-ХУ! вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном - атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дан-дыбаевской - в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). Хозяйство андроновцев. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. Изготовлялись сосуды различных форм - баночной, горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего. В Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой Бегазы-Дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней - основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота - к выделению из среды общины военной аристократии - воинов-колесничих. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга "Авеста" называет племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии. Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства - кочевым, что привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.
5. В начале I до н. э. люди освоили казахстанские степи, солончаки и пустыни. VIII-VII вв. до н. э. для
племен, населявших территорию Казахстана, были временем, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа. Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, на первых порах с трудом дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан, Южную Сибирь, развивших до высокого и делавших по железа. Территория расселения саков. Саки
расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Языковеды и историки полагают, что большинство населения Средней Азии и Казахстана говорило на восточно-иранских языках и диалектах. Заморские саки-тарадарайя проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи). Саки-тиграхауда, носящие остроконечные шапки в районе средней Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане. Саки-хаомаварга, изготовляющие напиток хаому, расселялись в долине Мургаба. Встречались сакские племена и на просторах Центрального, Северного Казахстана, в южном Приуралье. ХОЗЯЙСТВО САКОВ. РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ. Скотоводство - основной вид хозяйства. Саки были великолепными наездниками и стрелками из лука. Греческий писатель II в. до н. э. называет их "из всех стрелков в мире самыми искусными, не пускающих стрел наудачу". Господствующее место в хозяйстве саков занимало скотоводство, в сочетании с земледелием. Скотоводство у саков имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство, для которого были характерны длительные перекочевки с летних на зимние пастбища. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ САКОВ. Военная демократия. В эпоху ранних кочевников в их обществе происходят большие изменения. Обособляется патриархальная (отдельная) семья. Растет имущественное неравенство Археологические раскопки подтверждают это. Исчезают обширные родовые кладбища, распространенные в эпоху бронзы. Появляются небольшие группы курганов, в которых захоронены члены семейной общины. Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием, от имени племени вел переговоры о войне или перемирии. Государственные дела обсуждались на народном собрании. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Во время празднеств самый меткий стрелок по
древней традиции получал право повелевать людьми.

Powered by Drupal - Design by artinet