История Казахстана. ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ (часть 2)

6. Гу́нны (от греч. Hunnoi, лат. Chunni, Hunni) — кочевой народ, сформировавшийся во II—IV веках в Приуралье из местных угров и сарматов и кочевых тюркоязычных хунну, прибывших сюда во II веке из степeй Монголии. В 70-х годах IV века гунны поднялись и двинулись на запад, что и послужило импульсом к Великому переселению народов. Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него кроме гуннов уже входили остготы, герулы, гепиды, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 444—453 годах). В 451 году гунны вторглись в Галлию, но на Каталаунских полях были разбиты римлянами, вестготами и франками. Постоянных жилищ у них не было, они кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей. Кочевали по степям, заходили в лесостепь. Земледелием они совсем не занимались. Кибитки на колёсах везли с ними всё их имущество, детей и стариков. Из-за лучших пастбищ они вступали в борьбу с соседями ближними и дальними, построившись клином и издавая при этом грозный завывающий крик.
7. Усуни - центральноазиатское кочевое племя, предположительно тюркское. Племена усуней, которые унаследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Предводитель усуней носил титул гуньмо. В I в. до н. э. их численность достигала 630 тыс. человек. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с канглами. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. Столицей усуней — Чигучен (город красной долины) — находился на берегу озера Иссык-Куль. Это укрепленный город с предместьями. Политическая история усуней в некоторых источниках прослеживается до III в. н. э., повествует об их связи с Китаем, заключение дипломатического соглашения, женитьбе усуньского гуньмо на китайской принцессе. Кангюй — государство в Средней Азии (около II века до н. э. — IV век н. э.) в районе нижней и средней Сырдарьи. Китайские источники II века до н. э. описывают Кангюй как крупное государство, населенное кочевыми племенами, но имеющее и города. По мнению историка Л. А. Боровковой, кангюйцы по облику были европеоидами, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и отгонным скотоводством. Есть мнение, что кангюй связан с современным этнонимом канглы - родов в составе современных казахов (қаңлы), кыргызов (каңды), узбеков (конгли) и якутов-саха. Последние раскопки городища Куль-Тобе на территории Южно-Казахстанской области в 2006 году, сделанные казахскими археологами во главе с доктором исторических наук, профессором Александром Николаевичем Подушкиным, дают надежду на новое, более полное понимание истории этого древнего племени. В результате раскопок были обнаружены глиняные кирпичи-таблицы с древними письменами, а также погребение, аналогичное Иссыкскому кургану.
8. Тюркский каганат (552—603) — крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов). В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Синьцзяна, Средней Азии, Северного Кавказа. Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 г. создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 г. теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные ашина стали впоследствии называться тюрками. Само слово "тюрок" (542 г.) значит крепкий, сильный. Во главе новой державы стоял каган, вторым лицом был его родственник, носящий титул "ябгу". К числу высших сановников относились также шады, эльтеберы и тутуки. Родственники кагана носили титул "тегин". Высших чиновников тюрки называли также "тархан", а низших, делившихся на 24 класса, - "буюрук". Наследование шло по удельно-лестничной системе, по которой наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В ожидании престола шады получали в управление уделы. В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй. Новый правитель порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Тобо хана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. После продолжительных разногласий старшим ханом был признан сын Кара-Иссыка - Шету, принявший титул Ышбара хана. Вторым ханом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк, сын Мугань-хана Торемен получил титул Або хан (старейший) и удел на северных окраинах государства. Западно-тюркский каганат (603-704 гг.) при каганах Шегуе (610-618) и Тон-ябгу (618-630) восстановил границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и по Амударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб. Начавшаяся в 630 году борьба за престол переросла в затяжную войну, которую вели друг с другом два главных племенных союза Западно-тюркского каганата - дулу и нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа Ышбара Хилаш-кагана (634-639), разделившего страну на десять "стрел" - племенных территорий. В 658-659 основные земли Западно-тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. В 704 году Западно-тюркский каганат освободился от китайской зависимости, однако нападения агрессивных соседей с севера и внутренние противоречия привели каганат к гибели в 740 году. Западно-тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюрко-язычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюрко-язычных народов.
9. Тюргешский каганат (704-756 гг.): государственное устройство, борьба с внешними врагами, междоусобицы. В начале VIII в. на развалинах Западно-Тюркского каганата на Тянь - Шане возникло государство тюргешей. Оно делилось на "жёлтые" и "чёрные" роды, правители которых соперничали между собой. Положение государства было сложным. С юга ему угрожали войска династии Тан, с востока- восстановившие свой каганат тюрки, с юга -запада -арабские завоеватели. Однако главная опасность тюргешам угрожала со стороны восточных тюрок, которые в это время воссоздали свой каганат, названный Вторым Тюркским каганатом. Против него был сложен тройственный антитюркский союз, в который вошли Но этот союз был разбит. Земли тюргешей вошли в состав Второго Тюркского каганата, но ненадолго, вскоре после этого погиб каган ВТК, что положило начало длительной междоусобной борьбе за верховную власть между "жёлтыми" и "чёрными" родами тюргешей. В середине VIII в. Тюргешский каганат пал под натиском карлукских племён. Карлукский каганат(756-940 гг.): зарождение, борьба с внешними противниками, хозяйственный уклад. В 744-745 гг. объединённые силы племени басманов, уйгуров и карлуков сокрушили 2-й тюркский каганат. Каганом новой степной державы вскоре стал вождь уйгуров Элетмши-Бильге-каган. Государство получило название Уйгурский каганат (744-840 гг.). Вождь кыргызов получил лишь титул "джабгу" и стал зависимым от своего бывшего союзника. В июле 751 г. арабский полководец Зияд ибн Салих встретил стотысячную армию китайцев во главе с Гао Сяньчжи. Дело решили карлуки, которые, договорившись с арабами, ударили в тыл китайцам, а с фронта их поддержали арабы. Эта победа имела большое значение для народов Средней Азии: китайские войска примерно тысячу лет не появлялись у её границ, что обеспечило развитие не китайской, а мусульманской культуры в регионе. В середине IX в. в Центральной Азии произошли важные политические события, сказавшиеся на судьбе карлуков. Огузы (9-11 вв.) (гузы) (араб. и перс. гуз, гузз; др.-тюрк. огузы) — один из трех тюркских народов Средней Азии (наряду с кипчаками и карлуками), сложившийся к IX веку в степях современного Казахстана между Аральским и Каспийским морями. Западная часть огузов находилась в вассальной зависимости от хазар, последние иногда использовали гузов против печенегов, иногда сами с ними воевали. В 965г. гузы в союзе с киевским князем Святославом наголову разбили армию Хазарского каганата во главе с каганом. В середине XI века огузское объединение было разгромлено кипчаками. После этого часть огузов ушла на запад, заселив южно-русские степи, где они стали известны под именем торков (также берендеев или бродников) и поддерживали союзные отношения с Русью. Другая часть воглаве с Тогрулом продвинулась в Хорасан, где позже возникло несколько сельджукских государств и сформировлась Османская Турция. Огузами были сельджуки, основавшие династию султанов Сельджукидов в Аббасидском халифате в Багдаде, а также предки современных туркмен, азербайджанцев и анатолийских турок. Потомки огузов вошли как один из компонентов в состав современных казахов, каракалпаков, узбеков, башкир Южного Урала и татар Поволжья. Кимакский каганат (середина VIII–Х вв.) был основан теми древними татарами, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата. Новое государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были родственные татарам кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Столицей государства был город Имакия на Иртыше. Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием – возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность. Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство (поклонение небу): почитали солнце и звезды, занимались астрологией. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии), позднее, с VIII в., – ислам.
10. Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии находились под властью Западнотюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши, родоначальником династии которых был Уч-элик-каган (699—706). Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Боришада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. Главную ставку он учредил в городе Суябе на реке Чу. Вторая ставка находилась в городе Кунгуте на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20 тутукств (уделов), по семь тысяч воинов в каждом. В 705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку от Амударьи — Мавераннахра. Наместник Хорасана Ку-тейба ибн Муслим, захватив Балх, в 706 г. двинулся на Пайкенд (близ Бухары). Тюргеши пришли на помощь согдийцам. Объединенные силы тюрок и согдийцев нанесли серьезное поражение арабским войскам. Лишь обманным путем Кутейбе ибн Муслиму удалось столкнуть союзников между собой и вырваться из окружения. В 709 г. Кутейба снова отправился в Мавераннахр и достиг окрестностей Бухары. Тюрко-согдийская коалиция нанесла ощутимые удары арабскому войску. Снова, используя тактику обмана, Кутейба вынудил согдийского царя Тархуна отказаться от помощи тюрок, в результате чего арабские войска сумели занять Бухару. В Тюргешском каганате преемником Уч-элика стал его сын Сакал-каган (706—711 гг.) Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Совместно с согдийцами на западе они вели упорную борьбу с арабами, на юге представляли большую опасность войска династии Тан, с востока угрожали центральноазиатские тюрки. Восточно-тюрский каган Капаган в битве при Болучу (в Джунгарии) в 711 г. Разбил тюргешей. Восточнотюркские войска, двигаясь на запад, переправились через Сырдарью. В это время против арабского наместника восстали самаркандцы и каган центральноазиатских тюрков. Но подоспевший Кутейба спас арабский гарнизон от полного разгрома. В 712—713 гг. против арабов выступили объединенные силы тюрков, согдийцев, шашцев и ферганцев. В ответ Кутейба собрал большое войско и направил отряд в Фергану и Шаш. Большая часть поселений Шаша была сожжена. Понимая, какую угрозу арабскому владычеству в Мавераннахре представляет союз тюргешей со среднеазиатскими народами, он совершает в 714 г. поход на Исфиджаб. Арабское господство коснулось лишь части территории Южного Казахстана, входившей в пределы Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз, несмотря на все перипетии политической борьбы, оставались, как отмечают раннесредневековые арабские источники, наиболее неспокойными для арабов владениями. Арабское завоевание наложило печать на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь подвластных халифату территорий, на этнические и языковые процессы в ней. Исламизация тюрков Тянь-Шаня прошла длительный период. Еще в X в. тяньшаньские тюрки считались самыми упорными врагами ислама в Средней Азии, хотя новая религия имела некоторые успехи в Притяньшаньских районах. Так, сильно укрепленный город Ош считался важным опорным пунктом против "неверных тюрков". Саманидские эмиры в середине IX в. завоевали Таласскую долину, где учреждали мечети вместо христианских церквей. Переломным оказался X в., ставший веком торжества ислама на Тянь-Шане. Он связан с именем караханидского кагана Сатук Богра-хана. Согласно легенде, рассказанной Ибн ал-Асиром, этому ярому врагу ислама приснился человек, спустившийся с неба, который сказал: "Прими ислам для своего спасения в этом и будущем мире". Сатук, проснувшись, приказал разыскать мусульманских проповедников, принял ислам и мусульманское имя Абд ал-Керим, в то время как его подданные оставались язычниками. Первый каган-мусульманин Сатук Абд ал-Керим Богра-хан скончался в 955 г. А в 960 г., когда правил сын Сатука Муса, ислам приняли "200 тысяч шатров (т.е. семей) тюрков". Ислам стал государственной религией каганата. На столь важное и ответственное решение Мусы повлиял видный проповедник ислама богослов из города Нишапура Абу-л-Хасан Мухаммед ибн Сурьян Келимати, который жил при его дворе.
11. Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. Города Казахстана. Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" - дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие. Благоустройство и структура города. Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани.Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв.м. Строились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI вв. приписывали росписям гигиенические свойства. Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн-Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должна быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов.

Powered by Drupal - Design by artinet