История Казахстана. ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ (часть 6)

39. Освободительная война под руководством К.Касымова высветила глубину противоречий между конфликтующими сторонами, несовпадение их коренных интересов, а именно – желание российской стороны присоединить к себе огромную территорию с ее большими природными ресурсами и тем самым обеспечить себя солидным рынком сбыта, а с другой,- стремление казахов защитить свои земли от колониального захвата, восстановить свою государственность. Правда, борьба казахов за свою независимость началась гораздо раньше. Выступления народа под предводительством Сырыма Датова (1785-1797), Арынгазы Абулгазиева (1816-1821), Исатая Тайманова (1836-1937). Губайдуллы Валиханова (1824-1825) являлись убедительными доказательствами нежелания народа жить в условиях колониальной зависимости. Восстание под руководством Кенесары Касымова стало как бы логическим завершением, апогеем народного сопротивления. Казахский народ так же, как и другие народы, в многовековой и упорной борьбе отстаивал право на уважение своего национального достоинства. Вот почему антиколониальное выступление казахов под предводительством хана Кенесары Касымова оценивается как выдающееся событие в истории нашей страны. Принимая самое активное участие в этом общенациональном освободительном движении, казахский народ отчаянно защищал свою государственную и территориальную целостность, а через них и свою этническую аутентичность. А ведь как точно выразился сенегальский антрополог Шейх Анта Диоп, национальный суверенитет – это лучшая школа ума и души народа, единственное средство сохранения его главных достоинств. Поддержание хозяйственной деятельности восставших на протяжении целых десяти лет, политика в торговых отношениях, распределение пастбищных угодий, взаимоотношение между родами, решение спорных вопросов – все это входило в поле деятельности ставки К. Касымова. И в этих вопросах требовались точный расчет, твердая воля. Только в условиях жесткой дисциплины можно было решать задачи борьбы с царскими карательными отрядами и кокандскими притязаниями. Именно в силу этого в ходе восстания возникали моменты, которые с точки зрения сегодняшнего дня воспринимаются как негативные, хотя они отражали тяжелую реальную действительность. Историческая значимость Кенесары Касымова настолько велика, что нет никакой необходимости ее идеализировать. Исторические проблемы всегда сложнее, чем попытки изображать прошлое только белым или черным цветом, что и было свойственно методологии командно-административной системы.
40. Широкая источниковая база позволила раскрыть малоизвестные стороны каждого из движений, такие как влияние традиционных представлений о государственности на ход и течение восстаний, роль отдельной личности в восстаниях, особенности национального менталитета в традиционном общественном устройстве казахского общества, воздействия социокультурных факторов на восстание в целом. Анализ данных проблем свидетельствует, что в основе всех восстаний (С.Датова, И.Тайманова, К Касымова, Е Котибарова и др.) находились главные причины – борьба против колонизаторской политики царизма, восстановление казахской государственности. В 1821 г. казахские аулы, кочевавшие в районе Шымкента, Сайрама, Туркестана, Аулие-Аты, выступили против кокандцев. Повстанцы, насчитывавшие в своих рядах более 12 тыс. человек, овладели Шымкентом, Сайрамом и рядом других укреплений. Однако восстание было жестоко подавлено. Кокандские военные отряды уничтожали казахские аулы, убивая женщин, стариков и детей. Повстанцы сражались героически, но не имели ни четкого плана действий, ни достаточных сил, ни оружия. К тому же, предательство отдельной части родовой знати, предрешило исход выступления. Кокандцы совместно с местной феодально-родовой знатью еще более усилили эксплуатацию трудящихся казахов-шаруа, число различных налогов, податей, сборов доходило до десятков. В 50-е годы наместником кокандского хана в Южном Казахстане был Мирза Ахмет. При нём кокандцы отбирали у казахов лучшие пастбища, орошаемые плодородные земли, а у тех, кто не мог заплатить налог, отнимали детей и продавали их в рабство. Все это вызвало в 1858 г. широкое восстание, охватившее почти всю территорию Южного Казахстана от Шымкента до Мерке. Восставшие нанесли кокандцам ряд успешных ударов под Шымкентом, овладели крепостями Сузак, Мерке, Шолаккурган, осадили Яныкурган и Туркестан. Но неравные силы и новое предательство казахской родовой знати привели к его поражению. Спасаясь от преследований кокандцев, десятки казахских семей вынуждены были откочевать в районы, уже входившие в то время в состав Российской империи. Тем не менее, несмотря на поражение, восстание ускорило свержение власти кокандских правителей и завершение присоединения Казахстана к России.
41. Почти до середины XIX в. обучение казахских детей осуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубривание сур Корана. Функции учителя выполнял преимущественно мулла, как правило, не имеющий представления об учебных планах и методике обучения, Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики, что стало одной из причин высокого уровня женской неграмотности. В 1884 г., например, в мусульманских школах Верненского, Канальского и Ссргиопольского уездов обучались 47,5 тыс. мальчиков и всего 17,3 тыс. девочек. В 1895 г. «Киргизская степная газета», описывая урок в мектебах, писала: «Иэ юрты, где учатся дети, несутся адские крики. Каждый ученик выкрикивает свой урок... Такое преподавание продолжается около четырех лет. По истечении этого срока ученики проходят весь курс учения и оканчивают его, ничего не зная, оставаясь такими же невеждами, какими были». В последней трети XIX в. открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Орде создавались старшинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек. Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее дальнейшую судьбу — знакомство с выдающимся ученым, известным географом П. П. Семеновым, высоко оценившим его научные интересы и направившим их на изучение актуальных проблем востоковедения. В том же году Чокан Валиханов участвовал в двух экспедициях от Ала-Куля к Центральному Тянь-Шаню, на озеро Иссык-Куль; в Кульджу с дипломатическим поручением. В 1857 г. Валиханов вновь совершает поездку к алатауским киргизам, где находясь среди кочевий, изучал их жизнь и обычаи, историю, этнографию, устное народное творчество. В этой поездке он записал отдельные части киргизского эпоса «Манас». Особое внимание Валиханов обратил на памятники материальной культуры народов Востока. Остатки древних оросительных систем, памятники архитектуры, развалины древних городов, обнаруженные им во время экспедиции на Иссык-Куль, привели его к выводу о существовании в прежние века на территории Семиречья оседлости и наличии ряда городов. Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в. отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, традиций, языкаакыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал. Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнению Абая, является дальнейшее развитие и раширение торговли. Он с глубоким уважением говорил об узбекских торговцах. Много товаров покупали у них и казахи, в обмен, главным ооразом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство общения между народами, стимул развития производительных сил общества, поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее расцвета в Казахстане. С демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества, но подходил к проблеме с просветительских позиций, считая, что дело могут изменить честные, заинтересованные в деятельности на благо народа правители. В начале XX в. опубликовали свои первые произведения С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, А. Ауэзов, ставшие впоследствии основоположниками казахской литературы советского периода. Среди народа существовали профессионалы-вычислители, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени, — есепчи (счетчик). Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепчи обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на джайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т. д. Особый интерес есепчи проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные планеты, воспевали их в песнях, слагали о них легенды. Карту звездного неба казахи обычно открывают Полярной звездой игравшей важную роль в их жизни. Передвигаясь в ночное время, они ориентировались по ней. Созвездие Большой Медведицы в разные исторические эпохи носило разные названия: «Жетыген» (семерка), «Жеты карт» (семь старцев), «Жеты каракшы» (семь разбойников — Малой Медведицы — «Акбоз ат», «Кок-боз ат» (белый мерин, серый мерин). Названия этих созвездий связаны с пастушеским бытом, ночной охраной стада. Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепчи постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. В период эпидемии холеры, тифа, цинги, врачи-народники проявили самоотверженность. Они организовали медицинские пункты, заботились о лекарствах, в тяжелых условиях проводили приемы больных, работали в больницах, противохолерных и противотифозных бараках. За жизнь людей боролись врачи-народники Л. К. Кузнецов, Д. Д. Бекарюков, С. Н. Флоровский, К. А. Белиловский, А. Будков, Л. 3. Буйко, А. А. Полубинский и др. Особенно тяжелыми были голод и эпидемия холеры 1892 года. В этих условиях для народников в Казахстане в силе оставались теоретические положения идеологов 70-х гг. XIX в. о долге интеллигенции перед народом. В условиях 70—90-х гг. врачи-народники заложили прочные основы русско-казахского сотрудничества в области медицины. Народники и казахи-фельдшеры в период голода и эпидемии в различных местах Казахстана работали вместе.

Powered by Drupal - Design by artinet