Великие Батыры – воины Казахского ханства

Богенбай-батыр (1690-1775 гг.) — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем". Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом - Акша, матерью - Баяу. У него было два сына - Тураналы и Турымбет. От Турана-лы происходит Бапан би, от последнего — Саккулак би. За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половине XVIII в. при защите казахских степей от множества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих битвах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джун-гарами), а затем — с китайскими войсками. В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи. Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам. Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана - Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией.
Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Бо-генбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахме-та Яссауи в городе Туркестане.
Кабанбай-батыр (конец XVII - середина XVIII вв.) - казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского ополчения в XVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман. В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар. В середине XVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе. Многие героические поступки Кабанбай-батыра связаны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай — герой", в котором описываются его ратные и героические приключения.
Говоря о батырах не стоит забывать и о грамотном полководце казахского народа, который уверенной рукой вел народ к победе - Абулхаир-хан.
Абулхаир-хан (1693-1748 гг.) - хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении. В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен известный батыр Богенбай. XVIII в. в истории казахского народа был особо трагичным, постоянные нападения со стороны джунгарских захватчиков не позволяли народу стабильно развиваться. Абулхаир принимал активное участие в этой священной войне. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки. После осады джунгарами указанных городов, вступивший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи. В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства.
Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в вооруженных силах. Результаты мер, принятых ханом, можно было увидеть уже в 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус во главе с сыном хунтайджи. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организован в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.
Хотя была одержана очень важная победа, враг еще оставался сильным, и знавший реальную ситуацию Абулхаир начал новое наступление. Весной 1730 г. в местности Итишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захватчиков. В столетней войне казахского народа против джунгар наступил переломный период, полная победа казалась очень близкой.
Однако, в это время неожиданно умирает старший хан Болат. Возникает вопрос, связанный с назначением нового старшего хана, и, согласно вековой традиции, общеказахским ханом мог быть избран только представитель Старшего жуза. В соответствии с условиями ханом был избран сын Болат-хана, молодой Абулмамбет. Абулхаир не согласился с таким исходом дел, он отказался от поста главнокомандующего в пользу нового хана и вернулся со своим войском в Младший жуз. С этого времени распалось с трудом собранное общеказахское народное ополчение.
Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего заклятого врага султана Барака.
Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна) - казахский батыр. Его дед — Ханкелди-батыр — в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-ба-тыром отправили посла к Российской царице Анне Иоан-новне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести — стал батыром.
Между хребтами Торайгыр и Согет существует равнина Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек.
Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и другие.
Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан.
Умбетей-жырау (1706-1778 гг.) - казахский жырау. Умбетей прославился как жыршы, став верным соратником жыршы Богенбай-батыра. Если одна группа произведений Умбетея ("Бэкеге", "Жаукдшарга", "Букарга", "Бекболат биге" и др.) поднимает проблемы социальной справедливости, человечности, то другая посвящена героической жизни Богенбай-батыра ("Бегенбай ел1м1не", "Бегенбай ел1мш Аблай ханга ест'рту" и др.). В его даста-не "Жантай-батыр" и повествованиях об Аблай-хане рассказывается, о борьбе против калмыцких захватчиков. Умбетей был близким другом Бухар-жырау, он очень уважал его и считал своим покровителем. Творчество Умбетея было в основном посвящено сочинению стихов и песен на темы патриотизма, защиты отечества, любви к своему народу. Множество жыров описывало героизм выдающихся батыров, а это несло очень важную идеологическую нагрузку, объясняя важность объединения всех казахских родов против общего врага.
Сырым Датулы (1712-1802 гг.) - казахский батыр, организатор и руководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов в 1-й половине XIX в. Когда Сырым умер, на ас было зарезано 2500 баранов, 2000 лошадей, выпито 5000 ведер кумыса, установлено несколько сот юрт. Это показывает, с одной стороны, его богатство, с другой — его авторитет в народе.
На управлении у Сырыма было 2000 шаныраков. Сырым Датулы являлся патриотом своего народа, он заботился о нем и защищал от колонизаторов. Он выступил против казаков, осуществляющих колонизаторскую политику России. Причинами народно-освободительного восстания под руководством Сырыма Датулы послужили политика царя и беспредел жайыкских казаков по отношению к казахскому населению. Народное восстание вместе с Сырым-батыром возглавляли такие авторитетные люди, как Барак, Тиленши, Оразбай и султан Жан-торе. Из Младшего жуза в восстании участвовали племена родов байбакты, табын, шекти, кете и шеркес. В начале восстания под руководством Сырыма воевали 2700 сар-базов, у Барак-батыра было 2000 и под руководством Ти-ленши-батыра находилось 1500 человек.
С августа 1783 г. жайыкские казаки начинают активные грабительские походы против аулов Сырыма и Нуралы-хана. Нуралы-хан, зная положение и авторитет Сырыма среди народа, освобождает его из заключения (до этого времени Сырым находился в тюрьме у русских). После выхода Сырыма на свободу народное восстание активизируется. В это время испугавшийся восстания Нуралы-хан выступает против Сырыма и призывает Россию на помощь. С этого момента Сырым-батыру приходится сражаться не только против царя, а также против хана. В 1784 г., когда Сырым на берегу реки Сагыз напал на Нуралы-хана, он переместился в сторону русско-казацких крепостей.
В 1785 г. в нижней части крепости Орал произошли крупные сражения. В 1783-1785 гг. основные сражения между русскими и казахами происходили из-за захвата казаками лучших пастбищных земельных угодий казахских родов байбакты, табын и тама.
В это же время в западных районах Младшего жуза начались стихийные восстания, которые быстро распространились и на другие роды, кочевавшие между Уралом и Эмбой. Пользуясь создавшимся положением, царская власть, минуя хана, пошла на прямые переговоры со старшинами родов. Такая политика велась с целью устранения института ханства в степи. В апреле 1786 г., под напором восставших, хан Нуралы бежал под защиту царских властей. 3 июля 1786 г. Екатерина II подписала рескрипт об отстранении Нуралы-хана.
В 1792 г., с восстановлением ханской власти, началась новая стадия борьбы народных масс под управлением Сырыма Датулы. К этому времени большинство биев и султанов, ранее участвовавших в восстаниях, отошли от борьбы, и Сырым-батыр перешел к партизанской войне. В то же время создавшиеся неблагоприятные условия жизни народа не позволили прекратить восстания. В 1797 г. хан Младшего жуза Есим был убит повстанцами.
Царская Россия, наряду с карательными мерами, ввела на территории Младшего жуза институт ханского совета. Данный маневр без участия хана был предпринят с целью подавления восставших народных масс.
29 августа 1797 г. Сырым Датулы объявил о прекращении борьбы. Он был включен в состав ханского совета, однако, преследуемый султанами, вынужден был бежать в Хиву.
Аблай хан (1713-1781 гг.) – хан, один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. До 1743 г. был султаном Среднего жуза. После смерти хана Абулмамбета Аблай становится ханом Среднего жуза. Предки Аблай-хана происходят от знаменитого основателя Казахской орды Аз-Жанибека, который является потомком Джучи-хана, сына Чингисхана. Ставший ханом в двадцать лет, Аблай около полувека с честью правил ханством. Он был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Его основной задачей было укрепление государства. Проанализировав военно-политическую ситуацию в соседних государствах, он приступает к осуществлению задачи по объединению всех трех жузов Казахского ханства во имя защиты от внешних врагов. В 1743 г. в городе Туркестане ханы, султаны, батыры трех жузов объединились под одним ханством и провозгласили Аблай-хана ханом Казахского ханства. Стратегической задачей Аблая, как государственного деятеля, главы государства, было укрепление и дальнейшее независимое развитие Казахского государства. Осознавая сложность положения, он стремился разрешить данную задачу. Его следующим, после объединения народа, шагом, стало строительство взаимовыгодной, безопасной дипломатии с соседними государствами. Для достижения поставленной цели Аблай проявил незаурядные дипломатические качества и мужество воина-полководца. Во время правления Аблай-хана, впервые за долгое время между казахами и калмыками было достигнуто соглашение о мире, которого хан добился, находясь в плену у последних. Аблай-хан для сохранения мира и независимого развития казахского народа заключил дипломатические соглашения о мире с Россией и Китаем. Заключая договоры, эти сильные государства непосредственно считались с силой и мощью казахского хана.
Есет-батыр (1667 – 1749 гг.) – батыр, знаменитый казахский полководец, оказавший огромное влияние на освободительную войну казахского народа против джунгарских захватчиков. Родился он в 1667 году. Его отец Коке был великим батыром и героем освободительной войны 1635-1643 гг.
1700 – Есет становиться бием подрода 1710 – руководителем рода Алим 1722 – главнокомандующий союза племен Жетыру.
Прославившись своими подвигами Есет-Батыр стал ближайшим помощником хана Абулхаира, и принимал участие в процессе присоединение земель Младшего Жуза к Россиийской Империи. Он содействовал развитию русско-казахских отношений и выступал за развитие экономики и культуры региона.
1720-1721 он разбил войска джунгарских завоевателей в Темирской степи. В 1720ые годы он взял под командование 20 тысячный отряд Абулхаир-хана и в 1720-1745 гг., отбивал атаки калмыцких, башкирских налетчиков.
Весной 1730 года в Балхашской битве, у местечка Аныракай, объединенные силы трех жузов дали решающий отпор джунгарским захватчикам, Есет – Батыр проявил себя как отличный тактик, возглавляя главные силы Младшего Жуза он прорвал линию вражеской обороны и обратил врага в бегство.
1742 – он одержал победу над волжскими калмыками и освободил от их нападений большую часть Западного Казахстана
Он умер в возрасте 82 лет в 1749 году, по его завещанию он был похоронен у села Бестамак, близ реки Илек.
Батыр Баян (годы жизни и смерти неизвестны) — один из легендарных героев 200-летней войны казахского народа против Джунгарии за независимость, территориальное и политическое единство Казахского ханства. Наиболее яркий образ легендарного воина создал великий казахский поэт Магжан Жумабаев в поэме "Батыр Баян".

Powered by Drupal - Design by artinet