КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Социально-экономическое положение края в начале века

В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую область.
По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на террито¬рии края в пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. чело¬век, из них3392,7 тыс. или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила 5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%. Рост населения края помимо других источников происходил в основном за счет переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым потоком направ¬лялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В нача¬ле XX в. население края становится еще более многонациональным.
Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая система содержания скота, занятие зем¬леделием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, круп¬ный рогатый скот, верблюдов и коз.
В конце XIX — начале XX в. в Казахстане все большее распростра¬нение получает земледелие. Поданным 1897 г., удельный вес казахов среди населения, занятого земледелием, составлял — 55,4%'.
Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81% казахских хозяйств, а в Верненском — 79,3%2. В Кустанайском уезде земледелием занима¬лось — 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес., а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес.3.
Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых и огородных культур.
В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения. Во всех областях городское население в 1897—1914 гг. выросло более чем в полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) , Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.)4. Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались в центры торговли и обрабатывающей промышленности.
Наиболее крупной социальной группой в городе являлась торго¬вая буржуазия — 20,3%, занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности составляли — 33,1% (в основном рабочие и служащие), 20% горожан занимались сельским хозяйством и про¬мыслами5.
В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Горная про¬мышленность развивалась на Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных металлов и угля. В начале XX в. предприятия горной промышленности, производившие медь, золото, уголь и др., перешли в руки иностранных акционерных обществ. Так, англо-французское акционерное общество Спасских медных руд, возникшее в 1904 г. в Лондоне, приобрело Спасско-Успенский медный рудник и завод, Саранско-Карагандинские камен¬ноугольные копи, железные рудники. Держателями акций общества были американцы, немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г. началось строительство Риддерского рудника, Экибастузского свинцово-цин-козого завода, строилась железная дорога.
Одной из главных отраслей горной промышленности края в нача¬ле XX в. была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие города края.
В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс. казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипа¬латинской области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и обществам.
В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. зани¬мались «Западно-Уральское нефтяное общество», «Урало-Эмбинс-кое общество» и «Северо-Каспийская нефтяная компания», владель¬цами которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищни¬ческой эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.
В целом же, в промышленности края преобладали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салото¬пенные, мыловарные, винокуренные, маслобойные и др.
В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольно-крупяная промышленность.
В Южном Казахстане кроме мелких предприятий по обработке сырья развивалась и хлопкоочистительная промышленность. В нача¬ле XX в. в Шымкенте было построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане — два.
Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-Эмбинском крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах.
В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической промышленности важную роль сыграло строи¬тельство железных дорог. В начале XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог — Оренбург — Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной железно¬дорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Орен-бургско-Ташкентская, построенная в 1901—1905 гг.
Строительство железных дорог имело огромное значение в эко¬номической жизни края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились различное про¬мышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалей¬ные товары. Железные дороги также имели военно-стратегическое значение для перебрасывания войск и подавления народных выступ¬лений и волнений. К 1917 г. в Казахстане было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения6.
В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались водным путем. Грузы по Иртышу перевозили пароход¬ные компании «Западно-Сибирское товарищество пароходства и
торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и Семипалатинском7.
В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск — Кокчетав — Акмолинск и др.
Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей заложило экономическую основу формирования кад¬ров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками их формирова¬ния в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и бед¬нота местных городов, нижниё\воинские чины, а также квалифици¬рованные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губер¬ний Российской империи.
Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла до 75 тыс. человек. В Казахстане насчитывалось 675 фабрично-заводских предприятий, где работала 51 тыс. рабочих, из них в крупной промышленности более 19 тыс. На железнодорожном и водном транспорте было занято свыше 25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны число рабочих увеличилось на предприятияхкрупной промышленности и транспор¬та. В 1917 г. накануне и в период Октябрьской революции числен¬ность рабочих Казахстана была около 90 тыс. чел.8. Однако большин¬ство рабочих были сезонными. Постоянной работой обеспечивали лишь железнодорожные линии и отчасти предприятия горнодобыва¬ющей и горнозаводской промышленности, что обусловило возникно¬вение более или менее постоянных кадровых рабочих в этих отраслях производства. Степень концентрации промышленных рабочих был а слабой, особенно на предприятиях обрабатывающей промышленнос¬ти, где.в среднем на одно предприятие приходилось не более 20 чел. Высокой концентрацией рабочих отличались предприятия горнодо¬бывающей, горнозаводской промышленности и транспорта.
В условиях господства патриархально-феодальных отношений в крае и слабого развития местной промышленности, элементом круп¬ного капиталистического производства с относительно высокой кон¬центрацией рабочих были железнодорожные мастерские и депо. Это имело особенно важное значение для развития рабочего и социал-демократического движения в Казахстане, передовым отрядом кото¬рого стали местные железнодорожники. В Северном Казахстане такую роль наравне с омскими железнодорожниками играли рабочие мастерских и депо ст. Петропавловск, где в июне 1905 г. работали 460 чел.9. Это был сравнительно крупный очаг сосредоточения рабочих. Такую же роль играли рабочие железнодорожных мастерских стан¬ций Оренбург, Уральск, Актюбинск, Казалинск, Перовск, Челкар, Туркестан и др. Следовательно, основная масса промышленных и железнодорожных рабочих сосредотачивалась в городах, располо¬женных вдоль железнодорожных линий.
Среди фабрично-заводских рабочих местные жители, как прави¬ло, имели подавляющее большинство. На железнодорожном тран¬спорте, требовавшем более высокого квалифицированного уровня и технических навыков, подавляющее большинство рабочих составляли русские. Среди поденных и временных рабочих железных дорог было большое число представителей местныхнациональностей. Так, в июле 1917 г. на участке ст. Тугуз — ст. Сапак Оренбургско-Ташкен-тской ж. д. из 467 железнодорожников был 381 рабочий, из них 47 проц. составляли казахи. Из 248 поденщиков казахов было 173 человека, т. е. 70%. Это были в основном низкооплачиваемые ремон¬тные рабочие, грузчики, возчики и различные чернорабочие10. В целом, в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников края казахи составля¬ли 5—б тыс. человек или около 20 проц.
Другим передовым отрядом местных рабочих являлись рабочие горной и горнозаводской промышленности с более высокой концен¬трацией рабочих и наличием постоянных кадров, чем в обрабатыва¬ющей промышленности. Еще в 1887 г. Зайсанский уездный началь¬ник по поводу одной забастовки писал, что в ней участвовали «горно¬рабочие киргизы», а возглавляли ее «русские мастеровые». При этом он подчеркивал, что «горнорабочие киргизы Усть-Каменогорского и Зайсанского уездов занимаются приисковыми работами более 10 лет, люди опытные, многие говорят по-русски»".
Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной инспекции и контроля за деятельностью предпринимате¬лей, было значительно тяжелее, чем в промышленно развитых рай¬онах России. Рабочий день устанавливался по произволу хозяев пред¬приятий и доходил на нефтепромыслах Эмбы до 12, на золотых приисках — до 10—12, на соляных — до 14—16 ч. Для подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12-часо¬вой рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной плате рабочих России в целом на промышленных пред¬приятиях края платили в 3—4 раза меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата рабочих еще больше урезыва¬лась произвольными штрафами, обманом и обсчетом при выдаче части зарплаты продуктами и товарами и т. д.
Примитивные орудия труда (клин, кайло и лопата) на горных предприятиях, отсутствие элементарных мер безопасности труда при¬водили к массовому травматизму, с частыми случаями увечья и смерти. Большинство рабочих не имели жилья, лишь около 40% ютились в жалких лачугах, землянках и бараках, поэтому при отсут¬ствии медицинского обслуживания и санитарно-гигиенических усло¬вий среди рабочих и их семей часто возникали эпидемии и инфекци¬онные заболевания.
В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские рабочие получали значительно мень¬ше, чем русские". Все это: низкая зарплата, многочисленные штра¬фы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей и хозяев, тяжелые жилищно-бытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за улуч¬шение своего экономического и политического положения.

Powered by Drupal - Design by artinet