Срдневековые города на территории Казахстана

Одним из крупнейших городов средневекового Казахстана был Отрар, развалины городища Отрар-тобе находятся неподалеку от впадения Арыси в Сырдарью. По сравнению с другими городами Казахстана об Отраре сохранилось много упоминаний в письменных источниках. В них наряду с наименованием Отрар встречается и другое его название – Фараб. Первоначально, полагают исследователи, Фарабом назывался округ, столицей которого был Отрар. Но затем именем округа стал называться и его главный город. Хотя впервые Отрар и Фараб названы в первые десятилетия 8 века, можно предположить, что город существовал раньше (4 век до н.э.), в начале 8 века под названием Тарбан (Трабан). Это имя встречается в рунических надписях в честь Куль-Тегина и Бильге-Тегина. В X-XII веках он слыл крупным центром торговли и ремесел на Великом Шелковом пути. Через него проходили караваны из Ирана, Индии, Китая, Византии и Кавказа. Отрар был знаменит монетным двором и библиотекой. Его знаменитая библиотека не уступала в богатстве самым прославленным библиотекам античности: Александрийской и Карфагенской. В Отраре родился, жил и творил всемирно известный средневековый мыслитель Аль-Фараби, которым гордится весь мусульманский Восток. Этот город был также известен, как «Жемчужина Средней Азии». Внутрь города вели три въезда. Два напротив друг друга в южной и северо-восточной стенах города и еще один в северо-западной стороне. К центру городища рабада, площадью 150 га. Здесь были проведены водопровод, в которой «вода была кристально чистой… это просто оазис»,- писали путешественники. В конце XIII века монгольские войска сравняли его с землей. И все же, несмотря на катастрофические разрушения, Отрар сумел восстать из пепла за короткое время. Но в XVIII веке город окончательно прекратил свое существование из-за междоусобных войн.
Тараз – один из наиболее известных средневековых городов Казахстана. В письменных источниках он известен с 568 года. В 7 веке Тараз превращается в крупный город, игравший важную роль на трассе Великого шелкового пути. В 751 году Тараз был временно завоеван арабами. В 9-10 веках происходит рост Тараза. Его местоположение на торговом пути, в центре богатой земледельческой долины, рядом с серебряными рудниками в горах Таласского Алатау, способствовало экономическому и культурному подъему. В 10 веке Ал-Макдиси пишет: «Тараз – большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот Медины большая река, за ней часть города, через нее есть проход. Соборная мечеть среди рынков». Северная стена шахристана прослеживается на расстоянии 370 м, западная – на 160 м. На юге остатки городища видны на 200 м. К северной стене шахристана примыкала цитадель. В шахристане у восточного угла в раскопе площадью 200 м2 была найдена баня. Помещение ее, судя по остаткам обвалившихся сводов, было перекрыто куполами. Характер строительной техники таразской бани, устройство отопительной системы, элементы и цвета фресковых росписей стен свидетельствуют о постройке и существовании бани в 11-12 вв., в период экономического расцвета города. Здесь был обнаружен и водопровод. Он был прослежен на отрезке в 12,8 м.
С историей Туркестана тесно переплеталась судьба двух cредневековых городов Южного Казахстана - Шавгара и Ясы, бывших в определенные исторические периоды административными и экономическими центрами туркестанского оазиса. Сначала главным городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался Туркестан до VI в.). В период VI - XI вв. Шавгару подчинялись мелкие города и поселения, в число которых входил Ясы. В XI в. Шавгар приходит в упадок, а в XII в. окончательно запустевает. Центром округи становятся Ясы. В этот период в туркестанском крае происходит процесс появления целой системы оседло-земледельческих поселений и городков тюркского огузского племени ясы. Наибольшего расцвета Ясы достиг в XII в. В ту пору город был пестр и многолюден, его базары обильны, череда караванов бесконечна, находясь на Великом Шелковом пути. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. Именно тогда о Ясах начинают говорить как о второй Мекке. С XII в. он известен как столица округа (вилайета) Шавгар, до XVI в. - административный центр среднеазиатских владетелей из династий хорезмшахов, чагатаидов, тимуридов, шейбанидов. С XVI в. город известен под современным названием Туркестан. Город славился арыками, и лучшие из них принадлежали мазару (мавзолею Ясауи). К арыкам относились как к живым существам. Им давали звучные имена. На них молились. Город получил большее значение, чем прежде, при Тимуре, тимуридах и узбеках. Появление Яссауи в Ясах коренным образом изменило статус города. Теперь он стал не только одним из важных пунктов караванной торговли, но и средоточием "учения истины" суфизма. Далее широкой известности в мусульманском мире город обязан не только могиле знаменитого суфийца Ходжи Ахмеда Яссауи, но и стоящему над ней огромному мавзолею, возведенному при Тимуре, в период сооружения им целого ряда грандиозных памятников.
Сыгнак (Сыганак, Сугнак, Сунак, Саганак) — городище на востоке современной Кызылординской области Казахстана, в 18 км северо-восточнее железнодорожной станции Тюмень-Арык, в 20 км севернее реки Сырдарья.
Площадь шахристана, обнесенного частично сохранившейся стеной с 15 башнями, около 10 га. Площадь предместья, обнесённого земляным валом - около 13 га. Остатки мечетей, медресе, мавзолеев, жилой застройки. Вода поступала в город из 20-километрового канала Тюмень-Арык из Сырдарьи, а также стекающих со склонов Каратау горных речек.
Город впервые упоминается в X веке в записях арабского географа Махсиди, как город огузов, к середине XI века - столица кыпчаков, крупный торговый и ремесленный центр на караванном пути, проходившем от гор Тянь-Шаня вниз по Сырдарье и далее к северному побережью Каспия.
В 1219 город разрушен монголами, но во второй половине XIII века возродился, один из монетных центров Золотой Орды. С середины XIV века - столица Белой Орды. В XVI — первой половине XV веков — центр Казахского ханства, наряду с Туркестаном и Саураном.
Саура́н — городище на территории Туркестанского района Южно-Казахстанской области, расположено в 32 км северо-западнее городаТуркестан, в 3 км южнее автомобильной трассы Самара-Ташкент, в пределах видимости от железной дороги.Памятник входит в состав государственного музея-заповедника «Азрет-султан» с центром в Туркестане.
Недалеко от городища расположен cовременный аул Сауран.
В VI-XIII веках город Сауран располагался в 3 км севернее более позднего города — теперь это городище назывется Каратобе. Город на месте современного городища Сауран функционировал в XIII-XVIII веках, после чего был заброшен. Сауран являлся важным торгово-экономическим центром, контролировавшим проход между хребтом Каратау и Сырдарьёй, по которому проходил караванный путь. Население города во время расцвета оценивается от 3 до 15 тысяч жителей.Городище овальное в плане, вытянуто с северо-востока на юго-запад на 800 м, с северо-запада на юго-восток на 550 м. Высота крепостных стен из сырцового кирпича до 7 м, основание стен до 3 м, ширина ворот 5-6 м.Арабский географ Макдиси писал: «Сауран (Савран, Сабран) - большой город, окруженный 7 стенами, соборная мечеть находится во внутреннем городе».В первой половине XIV века Сауран являлся столицей джучидской Белой Орды. Здесь был в 1320 г похоронен правитель Белой Орды Сасы-Бука.
В 1514-1515 годах в Сауране жил поэт Васифи.
Сайрам - одно из древнейших поселений на территории Казахстана. В эпоху раннего средневековья (IX—XII века) на месте Сайрама находился город Испиджаб («город на белой реке»). Первое упоминание об Испиджабе появляется в географическом труде китайского автора Сюань-Цзяня в 629 году. С XIII века город известен под названием Сайрам. Легенды повествуют, что во время арабского нашествия этот город располагался на самой северной границе мусульманского мира и здесь же находились многочисленные могилы воинов, погибших за истинную веру.
Здесь, как и во многих других крупных городах Казахстана и Средней Азии был водопровод, бани неслыханной красоты, мечети и огромные рынки. В эпоху караванной торговли велико было значение другого древнего города – Испиджаба, или Сайрама. В исторических хрониках 9-10 веков Испиджаб назывался первоклассной военной крепостью. За независимость и достоинство арабы величали Испиджаб одним из лучших городов Востока, почтительно именуя его Белым городом. Много бедствий выпало на долю Испиджаба после опустошительных войн с Хорезм-шахом Мухаммедом и каракитиями. Ничего не осталось от прекрасных садов и укреплений, кроме разрушительных стен, погубленных деревьев и исчезнувшего народа. В 15 веке город вновь возродился под новым названием Сайрами снова опоясался мощными крепостными стенами, окопался рвом. После разрушения джунгарским нашествием в 1684 году Сайрам больше уже не смог вернуть своего величия. И теперь о минувшей славе Белого города напоминают разве что оплывшие обводы мощных когда-то крепостных стен и бастионов, чудом, уцелевший минарет разрушенной мечети Базалак-ата (12 век) с винтовой лестнице внутри да полу обрушившийся вход в подземелье, ведущее неизвестно куда. О прошлом Сайрама напоминают некоторые культовые сооружения, построенные после джунгарского разорения, да два мазара, связанные с именем Ходжа Ахмеда Ясави.

Powered by Drupal - Design by artinet