Средневековые государства Экономика и культура

Основным занятием населения Казахстана в XIV—XV вв. оставалось, как и в
предшествующие века, кочевое скотоводство. Кочевники разводили овец и
лошадей, верблюдов, в отдельных районах — крупный рогатый скот, например, у
ногайцев и каракалпаков в западных и южных землях, в поймах рек и
предгорьях. В этих же местах население занималось и земледелием, богарным и
поливным, также рыболовством и повсюду — охотой. Лошадь являлась основным
средством передвижения во время перекочевок и в военных походах.
Овцеводство было распространено повсеместно. Кроме основного продукта
питания мяса, оно давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для
изготовления одежды, постельных принадлежностей, ковров, войлочных изделий,
для утепления юрты и т. д. Домашние ремесла по обработке животноводческого
сырья удовлетворяли потребности кочевников в предметах одежды и быта.
Отдельные мастера изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую,
металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы),
арбы, детали юрты и т. д.
Соотношение выделившихся в ходе эволюции скотоводческого хозяйства трех
его типов — кочевого, полукочевого и оседлого — издавна существовавших на
территории Казахстана, на протяжении -веков не оставалось неизменным. Оно
менялось не только в зависимости от экологических условий, но и от
политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных
с этими условиями и событиями. Эти события и условия могли даже повлиять на
изменение маршрутов кочевании, издавна сложившихся в соответствии с
естественно-географическими условиями и историческими традициями. В силу
традиций кочевые роды и племена Ак-Орды и Ханства Абулхайра переходили на
зиму из кочевий в отдельных районах Восточного Дешт-и Кыпчака в долины
Сырдарьи и ее притоков, в предгорья Каратау и Приаралья.
Территории нередко приходилось удерживать силой в борьбе с правителями
соседних государств. Традиционные маршруты кочевий ногайских скотоводов от
зимних стоянок в устье Волги и на северовосточном побережье Каспийского
моря до летних вверх по Волге, Уралу, Эмбе в соответствии с политической
обстановкой сдвигались как в сторону Приаралья и низовий Сырдарьи на
востоке, так и вдоль побережья Каспия на юг, к Кумской низменности — на
запад. В Семиречье маршруты кочевий были более короткими. Источники
называют наиболее известные из пастбищных угодий: джайляу Улуг-Жулдуз и
Кишик-Жулдуз в бассейне р. Или, пастбища равнины Абиш Между Чарыном и
Чиликом и др.
В XIV—XV вв. произошли коренные изменения в общем балансе хозяйственных
занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство
монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII в. новых многочисленных
кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны в Чагатайском
улусе, в государстве Хайду за перераспределение владений, а с этими войнами
были связаны длительные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV
в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье.
Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние
города Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др.
Повсеместно возобладало кочевое скотоводство, оно превратилось в главную
отрасль хозяйства местного населения. Следы земледельческой жизни еще
сохранялись в XIV—XV вв. в Западном Семиречье в долинах Чу и Талас, в
округах исчезнувших городов. Письменные источники сообщают о строительстве
в XV в. новых поселений, караван-сараев, крепостей, например, по сведениям
Мухаммад Хай-дара, в районе Иссык-Куля. Но в целом, в период вхождения
региона Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в государство Могулистан
городская жизнь здесь так и не возродилась. Поэтому в экономической и
политической жизни этого государства важное значение имели оседло-
земледельческие районы и города Кашгарии. Борьба за них часто вызывала
междоусобные войны в Могулистане. В конце XV в. могульским ханам,
вмешавшимся в борьбу казахских ханов, шайба-нидских правителей и последних
Тимуридов за власть над городами в бассейне Средней Сырдарьи, удалось
подчинить на время Ташкент и Сайрам. Жизненные интересы населения кочевых
районов Семиречья, необходимость сбыта продуктов скотоводства и получения
предметов городского ремесленного производства и земледельческой продукции
ориентировали их на экономические связи с населением земледельческих
областей также и Южного Казахстана и Средней Азии.
Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв.
происходил на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве
в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном,
Мубарак-Ходжой, Уру-сом. Возводились жилые постройки, культовые и
общественные здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления,
строительство которых ранее было запрещено монгольскими властями. Наиболее
значительным сооружением на рубеже XIV—XV вв. является возведенный эмиром
Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городеЯсы (Туркестане). Складывался
новый архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы,
развивались ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича,
облицовочных материалов, в частности поливных изразцов). В городах
развивалось ремесленное производство. В Отраре, например, археологическими
раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов, ткачей,
хлебопеков и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась
местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды),
Отрара, Сарайчика (столица Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала
развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и
других городов. На поливных землях выращивались зерновые культуры (пшеница,
ячмень), а также огородные и бахчевые; распространено было виноградарство и
садоводство. Продукция земледельцев и городских ремесленников служила
предметом обмена в хозяйственных связях населения Южного Казахстана и
Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. Торговля была одной из наиболее
существенных сторон жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживилась
и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в
Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торговые пути из Средней Азии
через Семиречье на Алтай и в Восточный Туркестан.
Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного .-Дешт-и
Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским насе-.лением Южного
Казахстана и Средней Азии положительно воздействовал как на рост городского
и земледельческого хозяйства на юге, так и скотоводческого в степи.
Выгодное положение региона Южного Казахстана на стыке оседло-
земледельческогомира скочевой степью, на перекрестке магистральных торговых
путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов
соседствующих народов. Они способствовали заимствованию кочевниками и
земледельцами друг у друга элементов материальной культуры, быта,
хозяйственных навыков, социальных норм, форм государственной организации,
военного искусства, вели к культурному обмену. Через эти города шло
распространение среди степной аристократии мусульманской культуры,
письменности, книжного образования.
Регион Южного Казахстана (по терминологии источников того времени —
Туркестана), особенно его северная часть, были традиционным политическим и
экономическим центром всех государствен-. ных образований на территории
Казахстана. Присырдарьинские города Сыгнак, Отрар, Ясы (Туркестан), Сайрам,
Сауран, Сузак и др. постоянно были в центре военных столкновений правителей
сосед--них государств. За них сражались с Тимуридами, правившими в Средней
Азии (Мавераннахр), ханы Ак-Орды на рубеже XIV—XV вв., Абулхайр-хан — в
40—60 гг. XV в.; за них сражались с узбеками щайбанидами первые казахские
ханы. Здесь правители Восточного Дергг-и Кыпчака раздавали владения своим
вассалам, собирали налоги, опирались на местные города в борьбе за власть в
степи, осуществляли строительство. Здесь находились их родовые усыпальницы
(знак владения территорией). Свой вклад в развитие городской и
земледельческой культуры на юге Казахстана, как и на юго-востоке в прошлом
внесли далекие и близкие предки казахской народности, как и сами казахи в
XV—XVII вв.
.Процесс феодализации общественных отношений в кочевых ско-товодческих
районах Ак-Орды, Ногайской Орды, Ханства Абулхайра и Могулистана происходил
медленно, при значительном сохранении .уиережитков родоплеменной
организации кочевников. Последнее было связано с ростом удельного веса
кочевого скотоводства, рестав-йрацией патриархальных черт в организации
управления, в формах Землевладения, эксплуатации подвластного населения в
период монгольского господства.
Существовавшая улусная система общественной организации на- селения
позволяла кочевникам иметь в общинном владении определенную территорию с
пастбищными угодьями и водоемами, предотвращала столкновения сдругими
улусными объединениями родопле-менных групп. Право на кочевые улусы и
соответствующие им территории имели все члены правящей династии (огланы,
султаны, мирзы). Многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы
(улусбеки, эмиры, баи, карачи), приобретала иммунитетные права
(тарханство). В источниках отмечены другие формы землевладения, земельной
собственности: инджу (ханские земли), мульк — частновладельческие земли,
встречавшиеся в земл едельческих оазисах, вакф— земли мусульманских
учреждений и духовенствав районах распространения ислама, в южных городах
Казахстана. Более упорядоченной стала система взимания налогов и податей с
оседлого населения. Институт «родовой помощи» у кочевников скрывал
различные формы зависимости и эсплуатации бедных богатыми.
Интенсивно развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования,
объединения, становления тюркскихлитературных языков трех основных
диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-
огузской. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского
языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские
элементы.
На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество
литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и
другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора
(загадки, афоризмы, пастушеские песни) сохранились в памятнике кыпчакского
языка «Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы
кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу
кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке,
в Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена
Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI
вв.), воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался
кыпчакский героический эпос.
В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становился
господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена
«ясавийя» и «накшбандийя»; кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков.

Powered by Drupal - Design by artinet