Методические рекомендации "Гендерные аспекты хронической безработицы"

разработка и внедрение средств и методов формирования социальной компетентности в сфере труда; изучение социально-профессиональных аспектов формирования адаптационного потенциала социально незащищённых категорий населения (молодёжи, женщин, инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас) в современных условиях; разработка методического обеспечения процесса социального и профессионального консультирования молодёжи, женщин и незанятого населения; разработка технологии социально-профессиональной ориентации незанятого населения; изучение социальных аспектов профессионального обучения и переподготовки взрослых; изучение особенностей интеграции молодёжи и женщин в сферу предпринимательской деятельности; разработка методов социального управления в сфере занятости.

В 1999 г. отдел социальных технологий планирует выпустить следующие работы.

Основной целью данной работы является выяснение объективных и субъективных причин хронической безработицы у женщин и разработка превентивно-реабилитационных мер по выходу из неё. Поставленная цель реализуется как на теоретическом уровне, так и на эмпирическом уровне - социологического исследования социальной группы - женщин, состоящих на учёте в службе занятости более 6 месяцев - методом анкетного опроса, в работе были также использованы результаты аналогичных исследований, выполненных в ПМУЦ в 1998 г. На теоретическом уровне были выявлены общероссийские тенденции в сфере женской занятости, эмпирическое исследование позволило глубже осмыслить особенности региональной ситуации. В результате были выявлены основные тенденции, характерный для изучаемой группы и разработан ряд рекомендаций для специалистов служб занятости и центров содействия женской занятости по практическому решению данной проблемы.
Основной целью данной работы является анализ существующей ситуации в сфере женской занятости и карьеры в контексте российской социальной политики, обозначение женской занятости и карьеры как объекта социальной политики, а также анализ путей интеграции женщин в сферу бизнеса. Данные задачи решаются как на теоретическом уровне, так и на уровне анализа результатов эмпирического исследования.
В данной работе были изучены гендерные особенности социальной политики содействия женской занятости в России на примере женщин-предпринимателей. Предпринимательство в работе рассматривается как метод социальной защиты, ориентированный на повышение адаптивности путём активизации личностного ресурса женщин, как особой социально-профессиональной группы. Анализ результатов эмпирического исследования позволил оценить социальные аттитюды к женскому бизнесу, ретранслируемые периодическими изданиями.
Для специалистов служб занятости и специалистов центров содействия женскому бизнесу.

В методическом пособии рассматриваются особенности социально-професииональной реабилитации инвалидов в современных условиях. Глава первая рассматривает положение людей с ограниченными возможностями на современном рынке труда. Во второй главе проводится анализ структуры и работы организаций г.Саратова по работе с людьми с ограниченными возможностями. В третьей главе особое внимание уделено вопросам комплексной реабилитации инвалидов: профориентация и профобразование; содействие занятости инвалидов; интеграция инвалидов в сферу занятости. Глава четвертая посвящена анализу нормативной базы регулирующей вопросы обучения, переподготовки и трудоустройства инвалидов. В пятой главе приводятся данные социологического исследования, проведенного отделом социальных технологий Поволжского межрегионального учебного центра. Целью данного исследования являлось изучение проблемы профессионального обучения, профориентации и трудоустройства инвалидов, желающих работать.
Методическое пособие предназначено для специалистов центров реабилитации людей с ограниченнымивозможностями, работников службы занятости, учреждений профессиональной подготовки и переподготовки.
В методическом пособии рассматриваются потребности в профессиональной переподготовке военнослужащих уволенных в запас и членов их семей в условиях реформирования Вооруженных Сил.
Первая глава методического пособия рассматривает положение военнослужащих уволенных в запас и членов их семей на современном рынке труда; делается акцент на проблемы адаптации военнослужащих при переходе к "гражданской" жизни.
Во второй главе особое внимание уделено анализу нормативной базы, регулирующей вопросы увольнения, профессионального переобучения военнослужащих уволенных в запас и членов их семей.
Третья глава методического пособия посвящена проблемам социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих к гражданской жизни. В данной главе обосновывается необходимость комплексного подхода к проблеме социальной адаптации граждан уволенных с военной службы, и членов их семей.
Глава четвертая рассматривает проблемы профессиональной адаптации военнослужащих уволенных в запас и членов их семей. В данной главе приводятся данные социологического исследования проведенного Поволжским межрегиональным учебным центром в 1998 году. Целью проведенного исследования являлось изучение потребности в профессиональном обучении, профориентации и вопросах занятости военнослужащих уволенных в запас и желающих работать.
Глава пятая методического пособия посвящена решению проблем профориентации и профессионального переобучения военнослужащих и членов их семьи; здесь же проводится классификация родственных военных и гражданских специальностей.

Настоящее пособие предусматривает разработку социальных технологий профориентации и социального обучения учащихся выпускных классов средних школ, средне-специальных учебных заведений , ориентирующих на включение в сферу малого бизнеса или самозанятости. Основной целью разработанного профориентационного курса является: повышение конкурентоспособности молодого человека, формирование активных поведенческих стратегий на рынке труда, мотивация к предпринимательской деятельности.
В работе рассматриваются : положение молодых предпринимателей, мотивы их деятельности; классификация, в основу которой положен характер происхождения молодежных предпринимательских структур, источники стартового капитала; насколько тип этих людей соответствует общественному идеалу переходного периода; перспективы развития нового социального слоя.
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, социальных работников, специалистов служб занятости занимающихся профориентационной работой с выпускниками общеобразовательных школ и средних учебных заведений ориентированных на самозанятость, предпринимательскую деятельность.

Актуальность темы предлагаемой работы обусловлена проблемой низкой адаптации и слабой конкурентоспособностью выпускников профессионально-технических учебных заведений на рынке труда. Проблема низкой адаптивности выпускников в кризисном обществе является одной из актуальных в современной образовательной системе.
Технология социального обучения учащихся профессионально-технических учебных заведений, в предлагаемой работе, направлена на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизацию и развитие, формирование социальной компетентности, развития новых стратегий социально-профессионального поведения молодежи, поведенческих установок и ценностных ориентаций, отражающих новые социальные экономические реалии, обеспечение социальной и профессиональной мобильности молодого поколения, позволяет повысить адаптивность выпускников к современной системе трудовых отношений.
Методическое пособие предназначено для педагогов, социальных работников по работе с молодежью, специалистов служб занятости, занимающихся профориентационной работой с молодежью, психологов, работающих над этими проблемами в ПТУ и техникумах.
Основной целью данной работы является анализ социально- профессионального статуса поствузовской молодежи на рынке труда, разработка типологии поведенческих стратегий молодежи в сфере труда и анализ процессов их формирования и реализации. Данные задачи решаются как на теоретическом уровне, так и на уровне анализа результатов эмпирического социологического исследования и статистических материалов.
Статистические материалы позволили провести анализ основных тенденций в решении проблемы занятости поствузовской молодежи на рынке труда г.Саратова. Рассматривая проблемы реализации профессионального потенциала в новых условиях, автор разраба тывает типологию поведенческих стратегий молодежи на рынке труда, выделяя пять типологических групп, представители которых формируют принципиально разные по своей личностной и социальной функции стратегии адаптивного поведения, по-разному реализуют профессиональный потенциал, решают проблему занятости. Автор рассматривает проблемы, стоящие перед каждой группой и предлагает пути их решения. Результаты анализа поведенческих стратегий могут быть учтены при формировании новых подходов к социальной работе с молодежью, рассматривая социальные программы не только как средство формирования индивидуального ресурса молодого человека, но и как обеспечение ему более широкого доступа к общественным ресурсам. Результаты эмпирического исследования позволили автору акцентировать внимание на поведенческих стратегиях выпускников вузов, проанализировать их аттитюды на стадии перехода из сферы образования в сферу труда.

Powered by Drupal - Design by artinet