Методика социологического исследования

Проблемная ситуация
Одним из важных направлений в обеспечении занятости трудоспособного населения, не имеющего возможности трудоустроиться по своей специальности, является профессиональное обучение новым профессиям, которые позволили бы человеку расширить возможности трудоустройства, заняться индивидуальной трудовой деятельностью. Профессиональное обучение призвано сглаживать психологические и социальные барьеры незанятости населения и, повышая конкурентоспособность граждан, помогая им адаптироваться на рынке труда. Поэтому главная задача профессионального обучения безработных и его логическое завершение — трудоустройство безработных или их самозанятость. Получив новое место работы и возможность применять на практике приобретенные в ходе обучения знания и умения, у безработного появляются реальные потребности в повышении своей квалификации и конкретные рекомендации к повышению эффективности профессионального обучения в целом.
Однако, как показывает практика, не всегда процесс профессионального обучения безработных заканчивается трудоустройством или каким-либо видом самозанятости (даже через некоторое время). Нередко временно безработный, получив новую профессию, продолжает долгое время оставаться в положении безработного и, в итоге, либо устраивается на работу не по специальности (как своей основной, так и полученной в ходе переобучения), либо вынужден соглашаться на повторное переобучение.
Данное явление связано со многими причинами, включая, в первую очередь, такие как:
• обучение профессиям, на которые не существуют вакансии и реальный спрос не рынке труда;
• несоответствие учебных планов и программ профессионального обучения безработных запросам данной профессии на рынке труда;
• искусственное расширение (или сжатие) комплекса знаний и умений по конкретной специальности, не соответствующего запросам рынка труда по данной профессии;
• отсутствие у обучающихся направленности на трудоустройство после переобучения;
• отсутствие у обучающихся способностей и возможностей к самостоятельному трудоустройству после переобучения.
В результате эффект от профессионального обучения безработных либо очень мал, либо практически отсутствует.
Социологический мониторинг эффективности профессионального обучения позволит избежать ненужных затрат на подготовку работников тех специальностей, по которым не существует спрос на рынке труда или по которым он планомерно падает; активизировать обучение тем профессиям, которые являются наиболее перспективными в данном регионе; улучшить качество процесса профессионального обучения; повысить эффективность применения полученных в ходе обучения знаний и умений и на основе этого сформулировать выводы и прогнозы повышения качества и эффективности профессионального обучения и переобучения безработных.
Следует учесть, что ситуация на рынке труда меняется достаточно быстро, и одним из важных требований к проведению исследования и построению прогноза выступает оперативность, скорость получения необходимой информации. Поэтому для получения требуемых выводов и прогнозов необходимо создание специальной сети сбора информации — системы мониторинга, то есть системы постепенного, периодического и поэтапного отслеживания хода изменений на рынке труда в области профессионального обучения.
Настоящая методика мониторинга эффективности профессионального обучения предполагает проведение двух видов— частичного и полномасштабного. Это обусловлено следующими положениями:
• необходимостью оперативного сбора информации и получения общего "среза" состояния рынка труда в определенном профессиональном аспекте;
• потребностью в социологических данных по той или иной социально-профессиональной группе — жителям отдельных микрорайонов, районов или города в целом, где ситуация на рынке труда наиболее подвержена качественным изменениям;
• экономическими и организационными возможностями и состоянием материально-технической базы социологической группы, проводящей данный мониторинг.
Частичный мониторинг можно осуществлять методом почтового опроса малой группы респондентов один раз в квартал или в полугодие.
Полномасштабный мониторинг представляет собой проведение репрезентативного раздаточного анкетирования или интервью всего массива респондентов один раз в полугодие или год.

Цель, предмет и объект исследования
Цель исследования — определение эффективности профессионального обучения и переобучения безработных и незанятых граждан, а также разработка предложений и рекомендаций по улучшению системы профессионального обучения и расширению возможностей трудоустройства безработных, включая сравнительную оценку конкурентоспособности различных специальностей на рынке труда, по которым проводится профессиональная подготовка.
Объект исследования — выпускники курсов профессионального обучения и переобучения безработных, окончившие обучение не менее трех месяцев назад к моменту проведения исследования.
Предмет исследования — процесс адаптации выпускников курсов профессионального обучения и переобучения безработных на рынке труда и профессионального самоопределения трудоспособного незанятого населения.
Единица наблюдения — трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 (для мужчин) и 55 (для женщин) лет.
Основные понятия
Трудоспособное население — лица, достигшие определенного возрастного уровня и не имеющие медицинского, психологического и социального ограничения для трудовой деятельности.
Безработные — трудоспособное население, зарегистрированное в государственной службе занятости
как не имеющее работы.
Временно незанятое население — трудоспособное население, которое в данный промежуток времени не работает по найму; не имеет собственного предприятия и других законных занятий, дающих регулярный
доход; которое может и желает работать, ищет и готово приступить к работе немедленно.
Профессиональное обучение и переобучение — первичное или повторное обучение незанятого населения профессиям (основной или дополнительной), по которым имеются вакансии, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и последующего трудоустройства.
Перспективные профессии — спектр профессий, пользующихся возрастающим спросом и обеспеченных вакансиями на рынке труда.
Эффективность профессионального обучения безработных — соответствие системы профессионального обучения безработных потребностям рынка труда по следующим факторам:
• соответствие номенклатуры профессий, по которым проводится обучение и переобучение безработных, реальным запросам рынка труда;
• соответствие содержания и качества обучения безработных реальным запросам рынка труда;
• соответствие организационных форм системы профессионального обучения безработных динамически изменяющимся потребностям рынка труда.
Эффективность профессионального обучения безработных также определяется через выяснение доли выпускников курсов профессионального обучения и переобучения безработных, трудоустроившихся по полученной профессии.
Задачи исследования
Основные задачи:
1. Выявление уровня полезности и пригодности для трудоустройства и осуществления профессиональной деятельности знаний по различным видам учебной программы, получаемых в ходе учебного процесса.
2. Выработка предложений и рекомендаций по улучшению учебного процесса — от содержания учебных дисциплин до списка получаемых профессий.
3. Определение количества трудоустроенных граждан, прошедших процесс профессионального обучения или переобучения.
Дополнительные задачи (для крупномасштабного мониторинга — вариант расширенной анкеты выпускника):
1. Выяснение готовности к профессиональному переобучению и повышению квалификации выпускников курсов переобучения.
2. Определение возможности к профессиональному переобучению.
3. Выявление перечня профессий, вызывающих наибольший интерес у граждан.
4. Определение возможности включения выпускников курсов переобучения в частную предпринимательскую деятельность, создания рабочих мест на основе самозанятости.
5. Определение социально-психологического состояния респондентов.
Рабочие гипотезы
Предполагается следующее:
1. Уровень полезности и пригодности получаемых в ходе профессионального обучения знаний зависит от специфики полученной профессии.
2. Степень адаптации на рынке труда граждан, получивших новую профессию, зависит от наличия реальных потребностей экономики данного региона в этих профессиях.
3. Профессиональное обучение способствует смягчению последствий безработицы и уменьшает ее масштабы.
4. Применяя на практике полученные в ходе профессионального обучения знания и умения, выпускники испытывают потребность в дальнейшем повышении своей квалификации.
5. Выпускники курсов переобучения в большей степени, чем иные безработные и незанятые граждане, изъявляют желание пройти повторную переподготовку и освоить еще одну профессию.
6. Увеличение количества освоенных профессий предполагает и увеличение числа желающих заняться собственным делом, тем более, что основы многих "предпринимательских" наук можно получить в ходе профессионального обучения.
Методы сбора информации
При проведении социологического исследования возможно использование нескольких методов сбора необходимой информации:
• раздаточная анкета для самозаполнения;
• формализованное интервью;
• почтовый анкетный опрос (по мере возможности и необходимости целесообразно совместить почтовый опрос с телефонным).
Различные методы сбора информации обусловили необходимость создания двух вариантов анкеты:
• анкета выпускника (почтовый вариант);
• расширенный вариант анкеты выпускника.
Кроме социологической информации, получаемой в ходе анкетирования или интервьюирования выпускников учебных курсов, для выяснения степени соответствия профессионального обучения безработных действительным потребностям рынка труда, необходим сбор и анализ статистической информации о структуре спроса на те или иные профессии в различных секторах и сферах экономики.
Построение выборки
Получение репрезентативных данных, то есть таких, которые могут быть отнесены ко всем выпускникам курсов профессионального обучения, возможно при использовании метода пропорциональной выборки.
Метод пропорциональной выборки наиболее подходит, если сбор информации осуществляется при помощи раздаточной анкеты или формализованного интервью.
Для сбора информации таким методом предлагается вариант расширенной анкеты.
При сборе социологической информации посредством проведения почтового опроса (вариант почтовой анкеты выпускника) эффективнее использовать сплошную выборку, так как методика проведения почтового опроса констатирует возврат 20—49% заполненных анкет. В этом случае необходимо проведение ремонта выборки по полу, возрасту, образованию, количеству обучающихся по каждой профессии. Сущность метода коррекции информации, полученной при почтовом опросе, заключается в выравнивании пропорций проявления некоторых признаков в собранном массиве данных в соответствии с распределением значений этих же признаков в генеральной совокупности. Для этой цели можно использовать: данные статистических управлений различного уровня; данные репрезентативных выборочных исследований, проводимых на выборке небольшого объема методом интервью; данные, полученные путем дополнительных обследований методом интервью лиц, не ответивших на почтовую анкету.
Структура инструментария
Сбор информации социологического исследования проводится с помощью "Анкеты выпускника".
8.1. Вариант почтовой анкеты
Блок 1 содержит вопрос о том, чем в настоящее время занимается респондент.
Блок 2 обращен к работающим респондентам и включает вопросы, касающиеся места и характера их работы в настоящее время.
Блок 3 выясняет мотивы и причины, побудившие опрашиваемых пройти профессиональное обучение и их мнение о качестве учебного процесса.
Блок 4 затрагивает вопросы дальнейшего профессионального обучения респондентов и повышения их квалификации.
Блок 5 фиксирует социально-демографические характеристики опрашиваемых.
8.2. Вариант расширенной анкеты
Блок 1 выясняет общее отношение респондента к проблемам безработицы в стране.
Блок 2 содержит вопрос о том, чем в настоящее время занимается респондент.
Блок 3 обращен к работающим респондентам и включает вопросы, касающиеся места и характера их работы в настоящее время.
Блок 4 выясняет мотивы и причины, побудившие опрашиваемых пройти профессиональное обучение и их мнение о качестве учебного процесса.
Блок 5 затрагивает вопросы дальнейшего профессионального обучения респондентов и повышения их квалификации.
Блок 6 содержит вопросы о предпринимательстве и направленности респондентов на самозанятость.
Блок 7 выясняет социально-психологическое состояние опрашиваемых.
Блок 8 фиксирует социально-демографические характеристики опрашиваемых.
В расширенном варианте "Анкеты выпускника", используемой при формализованном интервью или в качестве раздаточной анкеты, добавляются блоки, с помощью которых выясняется отношение выпускников к предпринимательству и готовность их заняться собственным делом и определяется их социально-психологическое состояние. Остальные блоки анкеты расширяются и к ним добавляются вопросы, помогающие глубже раскрыть содержание каждого блока и получить больший объем информации.
Методы анализа полученных данных
Полученные данные анализируются путем построения таблиц двумерных распределений по полу, возрасту, образованию, профессии, месту работы, соотнесенности полученных знаний и умений с характером работы, желанием повысить квалификацию или получить еще одну профессию и т. д.
Рекомендации выпускников к повышению качества процесса обучения анализируются в процентном соотношении, и результаты дополняются построением схем и рисунков.

Powered by Drupal - Design by artinet