ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ЦЕНТРА "СТАРТ"

Независимо от намерений отдельных людей, в обществе факти-
чески складывается в конце концов некоторая система подготовки
молодежи к труду и выбору профессии. Это не ведомство, а некото-
рая констелляция (стечение взаимосвязанных и взаимодействующих
сил, обстоятельств) подсистем общества; и даже беспечность от-
дельных таких подсистем в отношении подготовки молодежи к труду и
выбору профессии можно интерпретировать как особенность рассмат-
риваемой системы в целом.
Соответственно, Центру "Старт", как организатору профориен-
тационного процесса, важно, осмыслить и определить свое место в
нем. Свою миссию, или, как сейчас принято говорить "философию",
мы видим в кадровом обеспечении социально-экономической жизни об-
щества и в содействии личностному благополучию наших учеников в
профессиональной сфере.
Цели деятельности "Старта" - это:
- профессиональное самоопределение,
- профессиональная подготовка,
- социально-психологическая адаптация подрастающего поко-
ления к складывающимся отношениям в сфере труда.
Под профессиональным самоопределением мы понимаем не самоог-
раничение подростка рамками одной из специальностей, а уменьше-
ние, в процессе обучения, неопределенности его представлений о
будущем. Это "проверка боем" всего лишь одной из "веера" возмож-
ностей профессионального самоопределения. Сложно прогнозировать,
какие требования будут предъявлять к человеку профессии будущего.
Вероятно, в первую очередь, умения изменяться, осваивать новое.
Большинству придется, и не раз, менять профессию. Т. е. необходи-
мо обладать профессиональной мобильностью.
Психологическая поддержка освоения специальности предусмат-
ривает выявление и развитие тех особенностей его личности, от ко-
торых зависит успешность обучения конкретной специальности и ко-
торые могут стать основой для формирования в дальнейшем индивиду-
ального стиля деятельности.
Основной приоритет в социально-психологической адаптации мо-
лодежи заключается, по нашему глубокому убеждению, в формировании
ценностно-нравственной основы личностного смысла жизнедеятельнос-
ти в профессиональной сфере.

Профессиональное самоопределение далеко не однократный акт
принятия решения или кратковременный процесс, как иногда кажется
со стороны внешнего наблюдателя.
Еще до начала обучения в "Старте", проводится работа по соз-
данию у будущих его учащихся положительной мотивации к предлагае-
мым профессиям, актуализации профессиональных интересов. Эти за-
дачи решаются посредством проведения профориентационных игр в
"Старте" ("Путешествие в город Профессиоград" для учащихся 7-8
классов и деловая игра для 9-х классов), видиолектория "Мир про-
_
- 2 -

фессий", проведение бесед в школах педагогами "Старта" (знакомс-
тво с профессиограммами). Проводимая четко по графику такая рабо-
та успешно решает задачи профпропаганды.
Выявление профессиональных интересов и способностей, т. е.
информации необходимой для комплектования групп, проводится
школьными психологами по рекомендациям "Старта".
Основным препятствием для расширения плодотворного сотрудни-
чества с педагогическими коллективами школам является отсутствие
положения о профориентационной работе в образовании.

Процесс учебно-воспитательной работы в "Старте" включает в
себе включает проведение массовых профориентационных учебных ку-
сов, мероприятий, консультаций, тренингов. Основные резервы здесь
видятся в определении более четкой структуры.
Изучение и непосредственное проведение профориентационных
учебных курсов "Основы выбора профессии", "Человек-труд-профес-
сия" и других показало, что они знакомят молодежь с психологией,
но их прикладное значение для учащихся минимально.
Представляется необходимым проведение профориентационного
курса для девятиклассников "Старта" на основе блока "профессио-
нального самоопределения" школьного курса "технологии" усилив его
прикладные, личностно активизирующие компоненты.
Для активизации самопознания и самовоспитания индивидуальных
качеств личности необходимых для профессионального развития целе-
сообразно введение практикума "Психология профессиональной дея-
тельности" для учащихся 10 классов. Работа по психопрофессиограм-
ме осваемоей специальности, в качестве основы курса, расширит
возможности учащихся в осознании и реализации своего профессио-
нального потенциала.
Социально-психологическая адаптация в трудовой сфере это,
прежде всего, неразрывность личностных и профессиональных смыс-
лов, умение осознавать и реализовывать взаимосвязь соответствую-
щих им целей. Актуализировать данную проблематику могут профори-
ентационные игры, тренинги, деловые игры в рамках учебного курса
для 11 классов "Моя профессиональная карьера".
Профессиональному самоопределению учащихся способствуют
встречи с представителями учебных заведений, предприятий; экскур-
сии, проведение конкурсов по профессиям, видиолектория.

Для объективного анализа действенности психолого-педагоги-
ческих усилий следует решить организационные и содержательные
вопросы получения сведений о прохождении фазы психолого-професси-
ональной адаптации нашими выпускниками.

Powered by Drupal - Design by artinet