К базе данных Профориентация

Профориентация - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.

Введение.
В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в котороых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, подростку желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.
На основании проведенных Департаментом профориентации социологических исследований школьников Санкт-Петербурга (с 7 по 11 классы), напрашивается вывод, что школьники, при достаточно большом количестве учебных заведений города (свыше 100 - вместе с негосударственными образовательными учреждениями), затрудняются сделать правильный выбор своего учебного заведения. Это происходит как из-за непроведенной ранее профориентационной работы (школьники не знают, какая специальность подходит для них больше всего); так и из-за нехватки информации об учебных заведениях СПб (знают какую профессию выбрать, но не знают вуза, где можно обучиться данной специальности). Так же обстоят дела и с возможностью трудоустройства.
Естественно, что в этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо если специальность ему понравится и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учится), и государство теряет средства на учебу посредственного работника. Иногда это выражается даже в том, что накануне вступительных экзаменов, потенциальный абитуриент (выпускник среднего общеобразовательного учреждения - школы, лицея, гимназии, колледжа и др.) не знает, куда ему подавать документы и, зачастую, подает документы в первый попавшийся вуз. Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации [5].
Кроме этого, не является секретом, что учебные заведения, территориально расположенные в городе, отнюдь не рассчитывались на приток абитуриентов только из этого города (примеры - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и др.); подразумевалось, что приток абитуриентов будет происходить и из других городов РФ. Раньше так и было, но сейчас, в силу всем известных социально-экономических преобразований в нашем государстве и обществе, не каждый потенциальный абитуриент (то есть тот школьник, который заканчивает школу или другое среднее учебное заведение и собирается продолжить свою учебу в вузе) из других городов поедет поступать в другой город. И одной из самых весомых причин его отказа (наряду с финансовыми) будет являться нехватка информации об учебном заведении, специальностях имеющихся в различных вузах, условиях проживания и др. По приблизительным данным, только отдельные вузы Санкт-Петербурга из-за этого, теряют от 7% до 20% своих потенциальных абитуриентов.
Чтобы решить эти проблемы необходимо проводить профориентационную работу (под профориентационной деятельностью понимается, не только выявление задатков подростка, но и предоставление ему информации: о будущей деятельности, профессиях, различных кружках, клубах, в которых можно углубить и развить свои способности; средних, средне-специальных и высших учебных заведениях в различных городах Российской Федерации и за рубежом, где можно получить соответствующее образование; путях трудоустройства и получения возможности неполной занятости и пр.), возможностях трудоустройства с использованием новейших разработок в различных областях науки: психологии, педагогики, вычислительной техники, коммуникаций и др.
Департаментом профориентации Балтийского Академического Центра управления, бизнеса и права сделана попытка создания Концепции информатизации профориентационной работы, которая позволила бы проводить работу с подростками (и не только с ними) более эффективно, путем использования современных средств вычислительной техники, телекоммуникаций, оперируя большими объемами (самой “свежей” и актуальной) информации, касающейся вопросов занятости, образования и молодежной политики в целом.
Нами:
• разработана технология проведения профдиагностической работы с подростками через использование глобальных телекоммуникационных сетей, позволяющей, в частности, возможность подростку из, например, Хабаровска обратиться по электронной почте в Департамент профориентации, пройти компьютерное тестирование своих способностей, интересов и склонностей, определить наиболее подходящие именно для него профессии/специальности ССУЗов и/или ВУЗов и получить подробную информацию о них;
• усовершенствованы способы проведения профоринформационной работы с подростками (вооружение подростков определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной и них; предоставление информации о каналах трудоустройства, требованиях к приему на работу и учебу и т.д.) с использование телекоммуникационных сетей, тем самым снимая пространственные барьеры;
• созданы классификаторы баз данных (БД) затрагивающих различные аспекты вопросов трудоустройства, продолжения образования, приобретения дополнительных умений и навыков;
• скорректирована технология информационного насыщения баз данных, быстрого поиска и извлечения информации из них с использованием телекоммуникационных сетей: теперь любой организации, имеющей компьютер, модем и телефон доступны все информационные ресурсы Департамента профориентации - это свыше 40 различных баз данных;
• разработана методология создания профориентационных центров в других городах, включая передачу программного (профдиагностические системы; базы данных и телекоммуникационные пакеты), методического обеспечения и обучения персонала;
• создано программное обеспечение, позволяющая автоматизировать наиболее рутинные аспекты профориентационной деятельности;
• разработаны пути взаимодействия различных организаций и учреждений, так или иначе связанных с вопросами трудоустройства, образования и занятости (не трудоустройство, а именно занятости - увлеченности: через подростковые клубы, секции по интересам, кружки и т.д.) подростков;
• положено, как мы смеем надеемся, начало, которое приведет к созданию единого информационного пространства для организаций, занимающихся вопросами, связанными с молодежной политикой (образование, занятость и пр.), способствывающее проведению более качественной и эффективной профориентационной работы.
• Концепция апробирована в работе.
Общие положения.
Основная идея повышения эффективности проведения профориентационной работы представляется в следующем:
cоздается коммуникационная сеть, объединяющая:
• учебные заведения разных уровней (средние учебные заведения, средне-специальные, высшие, техникумы);
• молодежные организации и учреждения;
• подростковые клубы и объединения;
• образовательные учреждения предоставляющие услуги в области дополнительного образования;
• организации, занимающиеся проблемами трудоустройства (Молодежные биржи труда - МБТ, Центры занятости и т.д.);
• организации, курирующие вопросы образования, трудоустройства и молодежной политики;
• и другие предприятия/учреждения, занимающиеся решением проблем, связанных с профориентацией, трудойстройством, обучением, социальными проблемами.

Рис. 1. Схема взаимодействия структур и обмена информацией
Все учреждения обмениваются между собой информацией как о самих себе, так и другой актуальной информацией (под информацией подразумеваются как текстовые (с элементами графики) сообщения, звуковые и видео материалы так и программы). Информация находится на центральных узлах (по одному на один город), на который может позвонить любой из участников сети и получить необходимую информацию;
Выбирается комплекс профориентационных и психологических методик и тестов, по которым будет проводится психологическое тестирование, затем они автоматизируются с целью создания единых пакетов программ для всех участников сети, с едиными входными и выходными параметрами;
Создается психологическая служба (либо устанавливается сотрудничество с уже существующими городскими и районными центрами профориентации), которые в случае необходимости оказывают консультации (как с использованием средств телекоммуникаций - виртуальное тестирование, например, так и с выездом в конкретное учреждение);
Так как в ряде учреждений есть компьютеры и, сейчас практически везде, психологи, то провести профориентационную работу в этом заведении не составляет большого труда (для тех организаций, где компьютеров нет - предусмотрен выезд специалистов на место);
Тестирование осуществляется по одному из предложенных вариантов:
• "виртуальное" тестирование: по модему забирается программа-клиент (возможности: ввод данных и распетка результатов); при помощи компьютера или бланковым методом проводится опрос респондента; информация об опросе передается на центральный узел сети для обработки; обработанная информация возвращается и распечатывается. Время на пересылку и обработку информации (в зависимости от количества опрашиваемых) - от 5 до 50 минут;
• выезд специалистов на место для проведения групповой профдиагностики;
• приезд желающего пройти тестирование в один из ближайших центров, оказывающих эти услуги.
• пересылка документов для прохождения тестирования по почте.
После проведения опроса и тестирования вся информация отправляется на центральный сервер, где анализируется и составляется различные аналитические отчеты. При проведении, параллельно тестированию, социологического опроса, информация систематизируется и доступна для абонентов сети;
Полученная информация, после анализа, доступна всем пользователям сети, которые, в свою очередь, могут с ней ознакомиться и сделать соотвествующие выводы;
Естественно, что, хотя здесь рассматриваются только вопросы связанные с профориентацией, эта сеть может нести и дополнительную нагрузку: создание эхо-конференций (форумов) для обсуждения иных интересных вопросов, связанных с трудоустройством, выбором профессии, продолжением обучения и пр.; проведение "виртуальных" консультаций, семинаров, обмен программами и др.

Powered by Drupal - Design by artinet