Аналитическая подсистема

Работает с БД "Респонденты" и, на основании данных предоставленных Комитетом по Занятости региона, создает БД "Решетка I". Например, на основании данных, еженедельно поступающих из Комитета по занятости, по последним данным содержащих свыше 8000 вакансий распределяет их по профессиям, основываясь на списке профессий, занесенных в тарифно-квалификационный перечень (свыше 7000 профессий). Таким образом, получается список профессий, состоящий из, примерно, 800 профессий, на которые существуют какое-то количество вакансий, отличное от 0. Следующий модуль подсистемы анализирует предыдущую “решетку”, созданную ранее и устанавливает тенденции “движения” количества вакансий как в целом по городу (общее число вакансий), так и в рамках отдельных профессий. Полученные данные генерируются в отдельный текстовый файл, ранжированный по убыванию числа вакансий на профессию.
Любой подросток, обратившийся за консультацией (только за информацией, или прошедший и тестирование), может ознакомится с ним и сделать выводы: например:
• какова вероятность трудоустройства по той, или иной профессии;
• какую профессию из наиболее подходящих ему (по результатам проведенного ранее тестирования) выбрать, основываясь на количестве вакансий по этой профессии сейчас и тенденциях “движения” количества вакансий по ней и пр.
Также, Аналитическая подсистема применяется для создания БД "Решетки II" на основании данных полученных из БД "Респонденты".
То есть, исходя из результатов тестирования подростков, с учетом их интересов и способностей и основываясь на “ключевых” датах, например, окончание 9-го и 11-го классов, подсистема генерирует гипотетический “расклад” на рынке труда или конкурс на поступление в тот, или иной ВУЗ. Так как тестирование производится непрерывно, с подростками, чей возрастной интервал составляет более 5 лет, на такое же количество лет и составляются отчеты. Их можно, с известной долей осторожности, использовать при прогнозировании рынка труда в перспективе.
Подсистема формирования отчетов.
Подсистема, создающая текстовые “удобочитаемые” файлы после проведения профдиагностической работы, или запроса к информационно-поисковой подсистеме для дальнейшей рассылке по сети.
Подсистема приема данных из сети.
Подсистема, принимающая данные пришедшие по сети и подготовливающая их для передачи другим подсистемам комплекса, в частности подсистеме профдиагностики и информационно-поисковой подсистеме.
Подсистема подготовки данных к рассылки по сети.
Подсистема, принимающая данные от подсистемы формирования отчетов и подготовливающая их для пересылки по сети удаленным абонентам.
Содержит и управляет средствами передачи данных (телекоммуникационными программами).
Схема взаимодействия подсистем
(между собой и с клиентом)

Рис. 7. Схема взаимодействия пользователя
(организации, или частного лица) с системой AKSPD3+
Примеры использования приведенной технологии.
В настоящее время, из-за организационных и финансовых вопросов, создать сеть Федерального уровня, Департаменту не удалось. Для проверки работоспособности концепции была создана станция AKSPD3+ Alex Centre BBS (Bulletin Board System - доска объявлений), через которою и осуществлялась работа. Кроме этого, информацией можно было обмениваться при помощи глобальных телекоммуникационных сетей Internet (Relcom) и FidoNet.
Работа велась в пяти городах: Санкт-Петербурге (с 1993 года), Братске, Нефтекамске (Башкортостан), Ростове-на-Дону - с 1994 года и в Тольятти - с 1995 г..
В качестве коммуникационного пакета выбор пал на пакет QModem 4.52 Test drive фирмы Mustang Co. при помощи которого было была организована BBS и осуществлялась передача/прием информации.
В качестве профориентационной методики была выбрана система профессиональной диагностики AKSPD3+ версии 2.3 [2,3].
Работа проводилась следующим образом:
• в Санкт-Петербурге: в школах проводился опрос (бланковым методом - без применения компьютеров) учащихся 7 - 11 классов (всего опрошено по городу свыше 9000 человек), затем результаты вводились и обрабатывались на компьютере, печатались результаты и раздавались по школам [2,3,4]. Одновременно с этим, собиралась и систематизировалась информация по учебным заведениям РФ (только минимальный вариант: название вуза, адрес, телефон, перечень направлений и специальностей, формы обучения). Такая информация собрана по всем государственным высших учебным заведениям РФ. По некоторым из них, есть дополнительная информация: конкурс за два последние года на поступление в тот, или иной вуз, количество факультетов, кафедр, наличие общежития, количественный анализ преподавательского состава и пр.;
• в других городах (Братск, Нефтекамск, Ростов-на-Дону): по модему была передана программа, позволяющая распечатывать результаты, бланки, опросник и пр., и вводить результаты опроса в компьютер. После опроса учащихся (всего опрошено около 2500 человек), информация вводилась в компьютер и по модему передавалась на AKSPD3+ Alex Centre BBS в Петербурге (при этом использовалось различное программное коммуникационное обеспечение: ProComm, Telix, ComIt, Telemate). В Петербурге эта информация обрабатывалась и отправлялась назад. Кроме этого происходил обмен информацией относительно вузов городов, участвующих в этой работе.
Хотелось бы отметить, что применение средств современных телекоммуникаций позволило сократить время на обработку в 20-50 раз по сравнению с обычной почтой (например, из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург информацией успевали обмениваться до 2-3 раз в сутки). В этом случае, параметр - расстояние от организации проводящей опрос респондентов и организации, занимающейся обработкой данных, не является критичным, что позволяет объединять ресурсы различных организаций/учреждений и выполнять поставленные задачи более эффективно.
Сейчас эта работа продолжается, в ближайшее время в работу должны включиться представители Уфы, Усолья-Сибирского и Хабаровска.
В Петербурге в настоящее время работа также продолжается. Теперь профориентационная работа (по приведенной методике и указанным способом) стала доступна всем пользователям Школьной информационной сети, созданной Комитетом по образованию С.-Петербурга и поддерживаемой Институтом новых технологий: для этого необходимо послать запрос по E-mail: Kobzov@yahoo.com (либо Depprof@DCC.spb.su). После регистрации, желающим будет передана программа - клиент AKSPD3+ с необходимыми файлами описания и руководством пользователя [2] и открыт доступ к информационным ресурсам AKSPD3+ Alex Centre BBS.
В завершении хотелось бы отметить, что только с применением, в своей работе (проведение профдиагностики), современной вычислительной техники, средств телекоммуникаций и специализированного ПО, можно добиться высокой эффективности и шагнуть на новый этап развития профориентационной работы.
Список литературы.
1. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе / Богатырь Б.Н., Гуриев М.А., Иванников А.Д. и др.; РосНИИСИ. М., 1993, 71 с.
2. А.Ю. Кобзов, С.А. Волков. Методические разработки "Найди свое призвание. Выбор профессии с учетом индивидуальных особенностей". С.-Петербург, 1994, 65 с.
3. Кобзов А.Ю. Применение системы AKSPD3+ для профориентации учащихся средних учебных заведений // Международная конференция "Математика в вузе: альтернативные системы образования и обучения": Тезисы докладов. Новгород, С. 78-79.
4. Кобзов А.Ю. Программа-система профессиональной диагностики AKSPD3+. Информационный листок. С.-Петербург, 1994, 3 с.
5. Ежов С.А. Престижность и непрестижность различных профессий глазами школьников // Международная научно-практическая конференция "Молодежь в условиях социально-экономических реформ": Тезисы докладов. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 1995, С. 120-122.

Powered by Drupal - Design by artinet