К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

профессио¬нальной ориентации, психологической поддержки,
социально-психологического сопровождения профессиональной карьеры
17.9.1999 Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю было создано государственное учреждение «Крас¬нодарский центр профессиональной ориентации и психологической под-держ¬ки молодежи и незанятого населения». С 3 мая 2000 г. – «Крас¬нодарский краевой центр профессиональной ориентации и психологической поддерж¬ки населения».
«Цель создания Центра - организационное, научно-методическое, информационно-технологическое обеспечение системы про¬фессиональной ориентации, способствующее реали-зации государственной политики формирования, развития и эффективного использования чело-вече¬ских ресурсов Краснодарского края.
Осуществление данной цели предполагает разработку и практическую реализацию региональ-ной модели межведомственной системы профессио¬нальной ориентации и психологической поддержки различных категорий на¬селения, социально-психологического сопровождения про-фессиональной карьеры».
Приказ Депертамента федеральной государственной службы
занятости населения по Краснодарскому краю № 85-П от 3.05.2000

По количеству населения Краснодарский край относится к числу крупней-ших административно-территориальных образований в России, уступая лишь Москве и Московской области. Численность проживающих здесь больше, чем в целом ряде государств (как в СНГ, так и за его пределами). Соответственно, Центр сможет влиять на формирование, развитие и использование трудовых ре-сурсов только в том случае, если будет ориентирован не на локальную работу с населением и организациями, а на край как целое.

Анализ работы краевых и областных центров показывает, что их деятель-ность оказывается определенное влияние на развитие человеческих ресурсов. Но примеров целостной, межведомственной системы профессиональной ориен-тации, психологической поддержки и социально-психологического сопровож-дения профессиональной карьеры пока нет /1, 2/.
Причина сложившегося положения, видимо, в том, что региональные центры были образованы на основе консультационных пунктов, отделов профориента-ции центров занятости. К прежней основной задаче – оказание услуг незанятому населению, добавилось оказание методической помощи низовым центрам. Роль Центров в формировании, развитии и эффективном использовании человече-ских ресурсов, позиция в профориентационном пространстве, цели и стратегия меняются, но, в основном, только количественно. Возникает проблема перехода на качественно иной, региональный уровень.

Основная стратегическая линия работы Краснодарского краевого центра - разработка, внедрение и развитие модели межведомственной системы профес-сио¬нальной ориентации, психологической поддержки, социально-психологического сопровождения профессиональной карьеры.
Первоочередная, основополагающая задача Центра состоит в разработке модели этой системы. Необходимо выполнить сложную, наукоемкую работу по определению всего множества элементов (объектов) системы, формированию способов связи между ними (структуры), проработка требований к нижлежа-щим уровням (подсистемам), конкретизации системных целей и специфики взаимодействия с внешним окружением (средой).
Разработка модели позволит четко определить организационные, концепту-альные, методологические подходы профориентационной политики в крае, обеспечение необходимыми организационными, научно-методическими и ин-формационно - технологическими условиями.

В рамках разработки такой модели следует прояснить, «в первом приближе-нии», ряд вопросов:

Социальный контекст профориентационного пространства края
• Общее представление о территориальных, культурно-исторических, эконо-мических и других особенностях края; профориентационная специфика.
• Какие государственные, общественные, частные организации, учреждения и предприятия, в той или иной мере, связаны с вопросами формирования, раз-вития и использования трудовых ресурсов?
• Необходим их полный, группированный перечень (классификатор).
• Какую роль должна, может и выполняет каждая из групп?
• Выявить нормативно-правовые основы взаимодействий Центра с ними. В том числе и с департаментом занятости, районными отделами, центрами профориентации
• Уточнить роль, его перспективы.
• Провести сегментацию «рынка» потребителей услуг профессиональной ори-ентации и психологической поддержки (организации и группы населения).

Целеполагание
• Краевой Центр: его место в профориентационном пространстве края и пер-спективы?
• Какое, в самом общем виде, представление о межведомственной системы: смысл, цели (ближайшие и перспективные), структура?
• Что понимается под «профессио¬нальной ориентацией», «психологической поддержкой» и «социально-психологическим сопровождением профессио-нальной карьеры»?

Ресурсы
• Какими кадрами располагает Центр, какие может привлечь для разработки, реализации и развития межведомственной системы?
• Возможности, перспективы развития персонала?
• Возможности проведения фундаментальных, поисковых и приклад¬ных ис-следований проблем развития человеческих ресурсов?
• Какими организационными ресурсами обладает Центр и перспективы их развития? (Контакты с организациями и лицами, обладающими властными полномчиями)

Управление
• Какое и каким образом, Центр может оказывать влияние на профориентаци-онную политику края?
• Общее представление о структуре управления межведомственной системой.
• Выявить «общие точки» объектов профориентационного пространства. Глав-ное внимание следует обратить на краевые организации и учреждения.
• Возможности разработки совместных программ. Например, Депертамент образо-вания (приложение 1).

Технологии
• Разработка технологий взаимоотношений с «объектами» профориентацион-ного пространства. В том числе, с районными центрами профориентации и службами занятости.
• Разработка целевых программы для отдельных групп потребителей проф-ориентационных услуг. Превентивная работа с высвобождаемыми работниками пред-приятий; сельские жители ориентированные на семейный бизнес и фермерство; студенты и учащиеся и выпускных курсов; социально слабозащищенные группы населения и т. д.
• Крупным предприятиям, администрации городов и районов Центр может оказывать помощь в решении их проблем, представляя консалтинговые, со-циологические, психологические, профориентационные услуги, проводя прикладные исследования.
• Научно-методическое обеспечение. Профориентация: Разработка методоло-гии профессиональной ориентации. Ориентация человека на мобильность, постоянную готовность к переменам в профессиональной сфере. Разработка средств и методов профориентационного сопровождения профессиональной карьеры (Переход от разовых консультаций к сопровождению профессио-нальной карьеры – как основная стратегия работы с клиентами Центров). Разработка технологий опережающей профориентации.
• Психологическое обеспечение: Активизация личности, достижение опреде-ленных изменений в сознании клиента (ценностных ориентациях, жизнен-ной позиции, мотивации трудоустройства и т.д.), которые будут способство-вать решению проблем клиента, связанных с занятостью. Разработка средств и методов психологической поддержки. Апробация и стандартизация средств психологической диагностики. Исследование динамики социально-психологического состояния и д. п. Создание экспертного совета.
• Общее представление о многоуровневой системе непрерывного повышения квалификации специалистов профориентационной сферы (работники цен-тров, служб занятости и других).
• Возможности Центра по обучению перспективным специальностям. Учебно-методическое обеспечение. Разработка учебных, методических и справочно-информационных материалов. Координация деятельности учебных центров по организации профессионального обучения и переподготовки.

Информационное обеспечение
• Возможности расширения внешнего информационного пространства. Уста-новление связей с профориентационно-психологическими центрами, орга-низациями, фондами в России и за рубежом. Использование Internet.
• Выявление и анализ состояния, проблем, особенностей и тенденций проф-ориентационного пространства края. Разработка системы социологического монито-ринга рынка труда. Изучение положения различных категорий населения, перспективности профессий.
• Мониторинг эффективности работы межведомственной системы. Анализ и обобщение опыта деятельности отдельных ее звеньев.
• Содержание и структура информационного банка. Возможности использо-вания данных. В качестве примера: приложение 2.

1. Отчет о работе центров профориентации и психологической поддержки на-селения Минтруда России за 1999 год,
2. Профессиональная ориентация: проблемы и перспективы. 28 июня - 1 июля 1999 года г. Калуга

Powered by Drupal - Design by artinet