ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН ПЕРЕД НАПРАВЛЕНИЕМ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН ПЕРЕД НАПРАВЛЕНИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
(первый этап)
Постановка проблемы профессионального отбора отражает социальные потребности общества, а в наши дни решение этой проблемы особенно способствует эффективному использованию трудовых ресурсов. Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обуславливается многими факторами: состо-янием здоровья, уровнем подготовленности, наличием необходимых знаний, навыков и умений, совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии и т.д.
Профессионально-психологический отбор является важнейшим направлением профессиональной ориентации и требует дальнейшего внедрения в работу службы занятости во многих случаях трудоустройства, так как психологическая экспертиза, являясь глубокой оценкой индивидуально-психологических особенностей, имеет целый ряд преимуществ:
- в области социально-экономических отношений приводит к сокращению сроков и повышению эффективности профессио-нального обучения и переориентации на новую профессию, повышению производительности труда;
- в области медико-психологических задач оказывает благоприятное влияние на морально-психологический климат трудового коллектива, повышает уровень соответствия психофизио-логических и психологических характеристик работника его рабо-чему месту, снижает уровень травматизма и профессиональных заболеваний;
- в области морально-этических задач превращает труд каждого работника данной профессии в средство самоутверждения личности, придаёт каждой профессии определённый общественный престиж;
- в сфере правовых отношений способствует эффективному осуществлению подбора, расстановки и продвижения кадров.
Для примера можно привести такие данные, что использование в системе Министерства обороны России профессионально-психологического отбора при приёме в военно-учебные заведения приводит к экономическому эффекту до 30%.
Между тем использование профессиональнольно-психоло-гического отбора в работе службы занятости при трудоустройстве населения не нашло развития, что объясняется целым рядом причин.
1. Чётко не разработана нормативно-правовая база, определя-ющая необходимость и правомерность профессионально-психологической экспертизы.
2. В службе занятости не разработана технология проведения профессионально-психологической экспертизы безработных.
3. Отсутствие материально-технического обеспечения для проведения профессионально-психологической экспертизы.
4. Недостаточная квалификация персонала районных подраз-делений службы занятости в вопросах профессионально-психологической экспертизы.
Ситуация сложившаяся в области профессионального отбора в подразделениях службы занятости такова, что в большинстве случаев действенный профессионально-психологический отбор может быть проведён только после прибытия кандидатов в учебный центр. В районных центрах занятости ему предшествует в значительной степени интуитивный отбор кандидатов на обучение. Это приводит к тому, что нередко наиболее достойные просто не попадают в учебный центр. Практика показывает, что более трудолюбивые, ответственные, умные, но менее пробивные и акцентуированные, проигрывают. Поэтому без действенной, как бы заочной диагностики, резко снижается эффективность отбора, распыляются высококвалифицированные усилия психологов на обследование заранее непригодных. Вследствие этого возникла острая необходимость разработки такой технологии профессио-нально-психологического отбора, которая учитывала бы в своей организации все особенности службы занятости, но в первую очередь сохраняла качество отбора кандидатов на обучение.
Проведение профессионально-психологического отбора кан-дидатов на обучение в учебных центрах службы занятости должно быть разбито на несколько этапов.
Первый этап профессионально-психологического отбора осуществляется профконсультантом или психологом центра занятости и включает в себя собеседование, заполнение психобиографической анкеты и проведение тестирования по комплексу предлагаемых психодиагностических методик (батарее тестов, определяемая особенностями профессии, которую планирует освоить кандидат.
Особая роль биографии при психодиагностике развития личности обусловлена вполне конкретными причинами. Во-первых, биография включает в себя социально-демографические характеристики личности, которые характеризуют её глубинную сущность. Во-вторых, в биографии как бы кристаллизуясь, оседают основные результаты деятельности личности. В то же время результаты деятельности, характер её протекания является главным, определяющим критерием оценки личности. В-третьих, по биографии можно судить о факторах, условиях, в которых формировалась личность, выявить насколько достигнутый уровень в развитии личности результат условий её окружающих, а насколько её внутренних усилий, устремлений. Анализ биографии позволяет проанализировать интенсивность устремлений личности, направленность этих устремлений, её способность преодолевать те или иные трудности и др.
Биографический метод имеет как количественные, так и качественно психологические варианты, в последнем случае следует говорить о психобиографическом методе.
Принципиально выделить в связи с этим три типа ситуаций, рождающих имманентно лиц с сильными акцентуациями.
А. Ситуации социальной и органической неполноценности. Дети страдающие болезнями, психической недостаточностью могут быть сильно центрированными на себя, рождая личности с чувством неполноценности и неспособности плодотворно соревноваться с другими. В то же время среди данной группы людей встречаются личности, которые могут преодолевать свои слабости и как бы “сверх-компенсировать” недостаток своих сил в зрелом возрасте в необычайной степени.
Б. Ситуация избалованности “испорченности” в развитии чувства общности с другими. В более зрелом возрасте такие люди могут начать выдвигать односторонние требования к друзьям, членам семьи и коллегам. Избалованные дети обычно испытывают мало подлинных чувств по отношению к окружающим. В том числе и по отношению к субъектам их воспитывающим.
В. Ситуация отверженности рождает людей не способных к эмоциональной привязанности к другим. Выросши, они могут стать эмоционально холодными, а порой жестокими.
Г. Биографический метод наглядно показывает успешность профессионального роста индивида, его социальную активность, особенности преодоления трудностей, встречающихся в процессе жизни, коммуникативные качества.Биографический метод может с успехом применяться на первом этапе профессионально-психологического отбора, когда от профконсультанта не требуется высоких психодиагностических знаний, а анализ ответов по биографической анкете позволяет уже в условиях районного центра занятости сделать предварительные выводы о профпригодности кандидата.
На первом этапе также проводится психодиагностическое тести-рование по соответствующей батарее тестов. Результаты тести-рования, биографическая анкета почтой отправляются в учебный центр, где производится их обработка и анализ. Если данные тестирования и собеседования говорят о наличии профессиональ-ных способностей у кандидата, то он направляется на обучение по выбранной профессии, если нет, то ему предлагается обучение по профессии, соответствующей его профессиональным способностям.
Данный подход позволяет значительно повысить эффектив-ность и качество обучения безработных, снизить материальные затраты, а самое главное способствовать трудоустройству и развития личности безработного.

Powered by Drupal - Design by artinet