Факторы, обусловившие развитие потребительского кредитования

Потребительское кредитование в настоящее время является одним из динамично развивающихся направлений банковской деятельности. Представляется, что интенсивному развитию кредитования населения, равно как и расширению географии потребительских кредитов, способствовали в первую очередь следующие факторы.
Общее снижение уровня доходности банковских операций. На данном фоне потребительское кредитование, характеризующееся высоким уровнем доходности при низкой волатильности стоимости кредитов по сравнению с доходностью вложений в другие финансовые инструменты, обладает определенной привлекательностью. При этом основной коллизией, определяющей развитие российской банковской системы в сторону розничного бизнеса, является противоречие между снижением доходности финансовых активов и дорожающими из-за роста доли платных ресурсов пассивами.
Обострившаяся конкуренция на рынке корпоративного кредитования. Идет активизация деятельности зарубежных банков, вытеснение мелких и средних отечественных банков крупными из сегмента кредитования перво-классных заемщиков, что также подталкивает банки к освоению рынка креди-тов населению.
Рост реальных доходов населения. Этот показатель, а также показатели численности и плотности населения являются определяющими для кредитных организаций, специализирующихся на розничном бизнесе, при принятии решений об открытии своего подразделения в том или ином регионе.
Заинтересованность торговых предприятий. Рост доли купленных това-ров в кредит на фоне невысоких темпов роста товарооборота непродовольст-венных товаров свидетельствует о том, что использование потребительского кредитования позволило существенно стимулировать объемы продаж торговых предприятий.
Таким образом, имеет место совпадение интересов всех причастных к развитию рынка потребительского кредитования сторон, что дало реальную основу для его активного роста в последние годы /15, стр. 20 – 24/.
Даже в новой России еще два-три года назад в кредит приобретались в основном бытовая техника и автомобили. А сегодня список товаров и услуг, для покупки которых используются заемные средства банков, расширяется с каждым днем: жилье и образование, товары длительного пользования и ремонт квартир, медобслуживание и мебель, средства на отпуск и до зарплаты, для свадьбы и похорон. Сегодня практически все можно приобрести и оплатить в кредит. Причем условия предоставления потребительских кредитов с каждым днем упрощаются.
Сегодня на рынке уже около 200 банков активно работают в сегменте потребительского кредитования, и конкуренция между ними постоянно растет. Именно конкуренция заставляет их, во-первых, улучшать условия предоставления кредита, во-вторых, совершенствовать сервис и, в-третьих, постоянно отслеживать политику конкурентов.
Борясь за привлечение клиентов, отдельные банки идут на предоставле-ние все более привлекательных условий. Так, в области кредитования покупки автомобилей только в Москве уже 10 банков, в том числе, предлагают экспресс-кредиты. Подобные программы предполагают минимальное время оформления (не более 1-2 часов) прямо в автосалоне. При этом от клиента потребуют только права и паспорт, и уехать можно на оформленной тут же машине. Больше того, если раньше требовался первоначальный взнос в размере 20-30% от стоимости машины, то теперь и его вносить не надо. Кроме того, максимальный срок предоставления ссуды у некоторых банков увеличился с 3 до 5 лет, а ставка снизилась с 20 до 13%.
Согласно проведенному Сбербанком модельному расчету, в течение ближайших 5-6 лет доля кредитов населению в активах банковской системы увеличится примерно в 2 раза до 18-20%. Таким образом, к концу 2010 г. (при условии сохранения темпов роста ВВП на уровне 6-7% в год) объем кредитов физическим лицам может превысить 120-130 млрд. долл.
Хотя темпы развития потребительского кредитования в России весьма высоки, но в 1 квартале 2005 г. объем кредитов, выданных населению, оцени-вался всего в 3,8% от ВВП. При том, что в Эстонии, например, эта цифра со-ставляет 10%, в Польше – 28-30, а в США – 73%.
Еще один дополнительный фактор роста потребительских кредитов – развитие конкуренции, особенно со стороны зарубежных банков, имеющих дочерние структуры в России. Обладая большим практическим опытом, наработанным в собственных и третьих странах (отточенные технологии работы с физическими лицами, готовые стратегии продвижения широкого спектра услуг), имея сильные брендовые позиции и располагая мощной финансовой базой материнских банков, они начали активно развивать операции по кредитованию населения в России. Так, по оценке Сбербанка, всего за три года (начиная с 2002-го по конец 2004-го) доля иностранных банков на рынке потребительского кредитования выросла с 1,8 до 6,5%, или почти на 1,5% ежегодно. В десятке банков-лидеров, работающих с кредитами населению, четыре иностранных демонстрируют наиболее высокие темпы прироста: Дельта-банк, выкупленный подразделением «Дженерал Электрик» GE Consumer Finance (42,6% роста только за 1 квартал 2004 г.), чешский Home Credit and Finance Bank (30,5%), австрийский Raiffeisenbank (15%) и американский Citybank, который пришел в этот сегмент позднее и пока отстает от соперников.
Наконец, следует отметить еще один чисто психологический фактор, пока еще не отмеченный официальными психосоцилогами, но уже проявляю-щийся на практике. Все большее количество россиян впервые, пожалуй, за по-следние 100 лет нашей истории отходят от привычной позиции «нам тяжело, но детям будет лучше» и хотят жить лучше «здесь и сейчас». Розничное кредитование в этом случае становится важным побудительным моментом в потребительском поведении наших сограждан.
В дальнейшем развитии этого сегмента весьма заинтересованы и бан-ковские учреждения, для которых рост кредитования физических лиц является не только эффективной формой привлечения и удержания потенциальный клиентов, но еще и становится достаточно выгодным бизнесом. При средней прибыли в банковском секторе на уровне 20% потребительское кредитование может приносить в 1,5-2 раза больше.
Развитие потребкредитования привлекает на рынок все более широкие массы населения, что не может не повышать связанные с этим риски невозврата кредитов. Проблема невозврата привела к появлению на рынке услуг специализированных фирм, так называемых коллекторов. На Западе такие фирмы существуют достаточно давно и первоначально брали за свои услуги по возвращению просроченных задолженностей до 50% от суммы долга, но сегодня эта планка опустилась до весьма приемлемых 5-10%.
По оценке Дельта-банка, в России сегодня 45 млн. потенциальных за-емщиков. Если принять за среднюю норму задолженности 8% (средняя оценка по миру), а средний кредит оценить примерно в 200 долл. (в среднем по России на 2005 год), то общий потенциал рынка коллектинга может составить порядка 1 млрд. долл.
Особенность современного потребкредитования в России – его сосредоточенность в столице: почти 40% всех выданных кредитов в середине 2004 года приходилось на Москву. Потребкредитование сосредоточенно преимущественно в городах с миллионным населением. Однако процесс выхода банков на региональные рынки идет активно.
Специалисты спорят о том, произошел ли уже в России бум потреби-тельского кредитования или он еще впереди. Считается, что в Москве 12% се-мей уже воспользовались этой услугой, а по России в целом эта цифра не пре-вышает пока 9%. Таким образом, индивидуальными ссудными продуктами обеспеченно 4,5-5 млн. человек. Если учесть, что экономически активное насе-ление в стране составляет примерно 62 млн. человек, то бум потребительского кредитования скорее всего впереди.
Дальнейшее развитие этого сектора, вероятнее всего, пойдет по двум направлениям: первое – через постоянно растущие сети банковских филиалов; второе – так называемый активный ритейл через торговые сети и другие точки сферы обслуживания.

Powered by Drupal - Design by artinet