Доисламская Аравия

Аравийский полуостров — самый большой на земном шаре и по площади превышает четвертую часть Европы. С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирий-ской пустыни были заселены арабами.
Но большинство населения полуострова составляли кочевники - скотоводы — бедуи-ны (степняки), занимавшиеся преимущественно разведением скота, торговавшие с арабами-земледельцами. В середине 1 тыс. племена бедуинов переживали процесс разложения перво-бытнообщинных отношений: появилась племенная знать и зависимые люди — салуки. Большое распространение, особенно на юте полуострова, в Йемене, получило рабство, в эко-номическом отношении оно все же играло менее заметную роль, чем процветавшая в те вре-мена торговля. Последняя явилась одной из причин того, что Аравия стала объектом внеш-них завоеваний. В УI в. Византия и Иран боролись за торговые пути, проходившие через Йе-мен и Западную Аравию. При этом в частности, предпринимались попытки насаждения хри-стианства, но ему противостояли старые языческие верования. Результатом этой борьбы ста-ло изменение торгового пути между Индией и Средиземноморьем таким образом, что он проходил по территории Ирана, а не Йемена. Оставаясь в стороне Йемен, переживал эконо-мический упадок. Немало южноарабских племен переселилось на север полуострова. Ущерб был нанесен и другим районам Аравии. Внешние завоевания не могли не сказаться на дохо-дах купечества, а именно оно было наиболее влиятельной силой в обществе арабов и на юге, и на западе Аравии. За тысячу лет до данных событий нечто похожее пережили иудеи после вавилонского пленения. Порушенная жизнь и горечь вынужденной разлуки с родиной рож-дали убеждение в необходимости духовного единения общества Наиболее ярко они вырази-лись в пророческом движении, главным мотивом которого был призыв к признанию Яхве единственным Богом. В результате родился иудаизм как монотеистическая религия. Арабы переживали подобные настроения, и они привели к возникновению ислама и объединению Аравии.

Powered by Drupal - Design by artinet