Возникновение ислама

прежде чем в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы мо-нотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали ев-рейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христиан-ство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в ка-честве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, — ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аске-тизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождест-влялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близ-ки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. В устах христиан и иудеев слово «ханиф» было бранным, а Мухаммед сделал его почетным и называл так тех, кто не был ни христианином, ни иудеем, кто следо-вал учению и образу жизни, соответствующим исламу.
Но действительно ли новой была самая молодая из мировых религий? На этот счет не существует единого мнения. Одни авторы полагают, что в исламе нет ничего оригинального, поскольку он возник на почве старых верований и уже существовавших монотеистических религий. Другие авторы, напротив, считают ислам принципиально новой религией, несмотря на его синкретизм.
Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влия-нием, которое она оказывает на народы.
Вот что писал о роли ислама в жизни арабов академик В.В. Бартольд, крупнейший отечественный исламовед:
«Из всех религий ислам был менее всего связан с прошлым своего народа и в то же время оказал наиболее прочное влияние на будущность своего народа. Идеи Будды и Иисуса могут быть поняты только в связи с религиозным прошлым индийцев и евреев; ни в перво-начальном буддизме, ни в первоначальном христианстве нет прямых следов каких-либо чу-жестранных влияний; тем не менее, христианство с самого начала было отвергнуто евреями, буддизм, в конце концов, был отвергнут индийцами. Мухаммед знал, что он приносит ара-бам откровение, раньше бывшее известным другим народам; не только для современных му-сульман, но и для себя самою он был прямым продолжателем Моисея и Иисуса

Powered by Drupal - Design by artinet