Мистицизм в исламе

Как считает известный отечественный культуролог П.С. Гуревич, сущность «мисти-ческого мироощущения сводится, в общем, к представлению о двойственности мира. За при-вычным, каждодневным угадывается иное бытие. Стремление вступить в прямой контакт со сверхъестественным и выражает по существу психологическую основу мистики. В этом смысле мистика древнее религии. Она составляет базу почти всех без исключения религий». В исламе и в других религиях, тоже существуют мистические течения. Самый ранний из них — суфизм (араб. суфи, букв. — носящий шерстяные одежды) возник в VIII в. на территории Ирака и Сирии. Для суфизма характерны сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой, учение о постепенном приближении нового сторонника ре-лигии, посредством мистической любви, к познанию Божества и конечному слиянию с ним. Значительная роль в суфизме отводится наставнику, который и ведет новообращенного по мистическому пути к Богу (тарикат). Одна из идей раннего суфизма — контроль за соотно-шением поступков человека и его действительных помыслов. Поскольку люди судят о чело-веке по его поступкам, а Бог — по чистоте помыслов, истинное служение Богу считалось не-совместимым с доброй славой у людей. Поэтому в раннем суфизме допускалось специальное показное неблагочестие, чтобы вызвать осуждение (маламат) со стороны окружающих и ут-вердиться во внутренней чистоте, В VIII в. теоретик суфизма Джунайд создал учение о фана — растворении личности человека, стремящегося к единению с Богом, в Боге, что является условием постижения истины (хакикат).
Большое значение в суфизме придается состоянию экстаза, достигаемого не внешни-ми возбуждающими средствами, а сосредоточенностью, внутренним очичением и иногда и особой практикой самовозбуждения вплоть до громких криков и конвульсивных телодвиже-ний. Благодаря экстазу суфий достигает мистического озарения (ишрак), учение о котором развивал в XII в. мусульманский теолог Сухраварди. Оно восходит к традициям Востока, в частности к зороастризму и манихейству (дуализм света и тьмы). Истинное знание, согласно Сухраварди, дает только ишрак (интуитивное мышление), с помощью которого можно по-знать абсолютную истину - «свет светов».
Аабоязычная философия развивалась под большим влиянием учения Аристотеля. Первые переводы его произведений на арабский язык были сделаны сирийскими врачами в Багдаде в конце YIII в. Среди крупнейших представителей аристотелизма следует назвать аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сину, Ибн Рушда. Противником аристотелизма был упоминав-шийся уже аль-Газали. Он написал сочинение «Ниспровержение философов», но предпослал ему «Стремление философов», где излагал систему Аристотеля.
На развитие арабской и средневековой европейской философии большое влияние ока-зал ахь-Кинди (конец УIII в. — между 860 и 879 гг.), которого называли философом арабов. Он написал свыше 200 работ, ввел в научный оборот произведения античных философов, в русле учения Аристотеля о категориях выдвинул положение о пяти прасубстанциях — мате-рии, формы, движения, пространства и времени. Он говорил, что целью философии является: в науке — постижение истины, в действиях — согласование поступков с истиной. Истина, утверждал аль-Кинди, никого не может унизить, наоборот, истина облагораживает всякого.
Не менее известный философ аль-Фараби (870—950) стремился соединить аристоте-лизм с неоплатоническим учением об эманации: божество производит в вечности мир через последовательный ряд истечений, начинающийся космическими «умами», каждый из кото-рых соответствует определенной небесной сфере. Он развивал учение о «добродетельном городе», которым правит философ, являющийся и имамом. Такому городу противостоит «невежественный город», в котором воплощены негативные нравственные качества
Еще один известный представитель арабоязычной философии — Ибн-Сина (Авицен-на, 980—1037) — был философом, медиком, поэтом государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» он обобщил достижения медицины того времени. Не менее известными философами были жившие позже аль-Газали (1058 или 1059—1111) и Ибн Рушд (Аверроэс, 1126—1198). Как и другие арабские мыслители, они оказали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.

Powered by Drupal - Design by artinet