Художественная культура исламского мира Заключение

В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих — кумирам. Поэтому изобрази-тельное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами.
Музыкальное искусство в арабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в виде пения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферу культа. Уже сам Пророк учредил — азен — призыв к молитве, исполненный гармо-ничным человеческим голосом. Позже он завещал «украшать чтение Корана благозвучным голосом», что положило начало искусству таджвида — мелодической рецитации Корана.
Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его ро-ждении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.

Влияние арабо-мусульманской культуры на Европу
Французский писатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший из католической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930 г. навсегда оставил Европу и уе-хал в Каир. Он хорошо знал и европейскую, и арабо-мусульманскую культуры, мог объек-тивно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил свое мнение о влиянии исламской цивилизации на европейскую в небольшой статье с аналогичным названием, в которой ука-зывает на бесспорные факты этого влияния в истории обеих культур.
Европейская философия и культура в целом испытывали сильное влияние творчества арабских мыслителей, художников, поэтов. Все это говорит о необходимости изучения бога-того наследия арабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем мире далеко выходит за границы «исламского мира».

Заключение.
За считанные десятилетия после возникновения халифата арабы успешно завоевали огромные территории. Чем можно объяснить такое быстрое распространение, новой религии и успех в покорении многих народов? Одна из причин заключается в том, что ислам пред-ложил арабскому миру идею централизации и объединения, которая сама по себе была при-влекательной в глазах разобщенных народов. Ислам предложил, в сущности, не только но-вый образ мышления, но и образ жизни.
.В целом, исполнение культовых обязанностей мусульманин считает выражением благодарности и проявлением одного из важнейших его качеств — покорности. Мусульман-ский культ требует от верующих исполнения пяти основных обязанностей («пять столпов ислама»), с которыми связаны различные обряды и ритуалы. Ислам регламентирует каждо-дневную жизнь верующего больше, чем другие мировые религии. Исламское вероучение создает специфическое настроение доверия к культу у верующего еще и по той причине, что в исламе высоко ценятся дом, семья и быт.
Эта культура оказала большое влияние на становление европейской культуры, а через нее — на мировую культуру в целом. Это влияние проявилось в области художественной культуры, естественно-научного знания, философии, медицины. При этом оно не ограничи-вается прошлым, оно заметно и сегодня. Некоторые исследователи полагают, что это влия-ние будет впредь только усиливаться, развивая концепции «панисламизма». История ислама показывает, что он легко приспосабливается к новым условиям. Важно только, чтобы он со-хранялся именно как религия, без претензий на абсолютное подчинение себе государствен-ной и общественной жизни.

Powered by Drupal - Design by artinet