ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА (часть 1)

Переход экономики Казахстана к рыночным отношениям и появление в ее экономике разнообразных форм малого бизнеса поставили перед обществом множество экономических, правовых и социальных проблем. От общественного признания и государственной поддержки зависит становление этой новой формы хозяйствования и эффективность ее включения в народно-хозяйственный механизм регионов и государства в целом. Малый бизнес является одной из основных движущих сил социально- экономического развития современного общества. Его развитие способствует становлению рыночных отношений и формированию среднего класса. За счет присущей малому бизнесу гибкости, мобильности и адаптивности к изменчивым рыночным условиям могут быть решены проблемы социальной стабильности, обеспечения занятости и насыщения потребительского рынка. В современных условиях малый бизнес в Казахстане столкнулся на пути своего развития со множеством проблем, вызванных общей экономической нестабильностью, несовершенством законодательной базы и налоговой системы. В целях создания механизма защиты этой достаточно рискованной сферы рыночного хозяйства, соединения интересов предпринимателей и государства, разработана система государственной поддержки малого бизнеса. На наш взгляд, она еще недостаточно эффективна и не обеспечивает в полной мере экономических, правовых, организационных и информационных условий для формирования развитой инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающей его максимально эффективный рост.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью предприятий малого бизнеса и органов государственного регулирования экономикой в эффективном механизме его создания и функционирования в условиях перехода к рыночной экономике, стремлением экономической науки теоретически осмыслить место, методы и формы хозяйствования, интересы его субъектов в условиях рыночной конкуренции, сформировать концепцию развития малого бизнеса. Знакомство с экономической литературой, журнальными статьями, экономическими обзорами, мнениями и оценками предпринимателей, аналитиков, экспертов убеждают в том, что многие стороны хозяйственной деятельности малого бизнеса в условиях формирующейся рыночной экономики, особенно ее региональной системы еще не получили достаточно глубокого освещения, что обусловлено отсутствием анализа отечественного опыта хозяйствования малого бизнеса. Этот пробел был восполнен зарубежной информацией, освещающей различные стороны малого бизнеса в условиях развитой рыночной экономики. Отсюда основные представления о малом бизнесе оказались почерпнутыми из многочисленной зарубежной литературы, в первую очередь, американской и западногерманской, на основе которой моделируются формы малого бизнеса, разрабатываются рекомендации по малому бизнесу, прогнозы его развития. Основополагающие положения теории предпринимательства, в том числе малого бизнеса, разработаны в научных трудах М.Вебера, Дж.Г.Гелбрейта, Э.Дюргейма, Д.М.Кейнса, А.Маршала, А.Смита, Й.Шумпетера, А.В.Чаянова. В числе современных зарубежных авторов, освещающих теоретические и практические аспекты малого бизнеса в рыночной экономике, можно отметить Р.Барра,С.Брю, Э.Долана, П.Друкера,К.Макконелла, Т.Питерса, П.Самуэльсона, П.Хейне, Р.Уотермана и других. Среди отечественных авторов, предпринявших первые попытки осмысления закономерностей и тенденций развития малого бизнеса в переходный период экономики следует отметить Ан.А.Ахмадеева, С.А.Афанасьева, Г.И.Брялину, В.Д.Голикова, Х.Н. Гизатуллина, Р.Б.Камаева, В.А.Рубе и др.
Вместе с тем следует признать, что отдельные стороны проблемы малого бизнеса, особенно ее регионального аспекта еще не достаточно теоретически разработаны. Нет единого понимания природы, характерных и критериальных черт малого бизнеса. Имеет место разночтение в содержательном наполнении категории малого бизнеса, отсутствуют методические обоснования применяемых критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса. Большие изъяны содержатся в статотчетности Госкомстата Республики Казахстан, что затрудняет сравнительный анализ. Наименее разработанной является также методика анализа инвестиционных проектов и отбора их для финансирования (в части адаптации этой методики к применению в малом бизнесе). Актуальность темы и недостаточная степень ее разработанности определили основное направление предпринятого нами исследования. Цель диссертации - разработка рекомендации по развитию и государст- венной поддержке малого бизнеса в регионе. Реализация выбранной цели потребовала решения следующих задач:
* определения природы и места малого бизнеса в современном обществе, рас- крытия его социально-экономическую сущность как органического элемента формирующейся рыночной экономики;
* выявления важнейших функций и формулирования принципов хозяйствования малого бизнеса;
* обоснования классификации субъектов малого бизнеса;
* анализа существующих и рекомендуемых форм государственной поддержки малого бизнеса и разработки предложений по повышению эффективности их функционирования;
* разработки методики оценки эффективности проектов малого бизнеса и отбора их для государственного заемного финансирования.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования явились предприятия малого бизнеса Республики Казахстан, других стран СНГ и стран Балтии. Предметом исследования выступают хозяйственные отношения, складывающиеся между предприятиями малого бизнеса и органами государственного управления на национальном, региональном, муниципальном уровнях. « Область исследования. Содержание диссертационной работы соответствует области исследования 5.16 Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления, разработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) » и специальности 08.00.14 «Мировая экономика». Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой работы явились научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам предпринимательства и менеджмента. В ходе диссертационного исследования применялись системный и исторический подходы, сравнительный анализ, статистические группировки, прогностические и эко-номико - математические методы. Информационной базой исследования послужили законодательные акты и нормативные материалы, а также статистические данные характеризующие развитие предпринимательства в Республике Казахстан, странах СНГ и странах Балтии.
Исследования рынка заключается в следующем:
1. Уточнены критерии и показатели отнесения предприятий к малому бизнесу в Республике Казахстан, учитывающие количество занятых работников, величину уставного капитала, объем деятельности и стоимость основных фондов.
2. Исследованы формы государственной поддержки малого бизнеса в развитых и развивающихся странах, включающие подготовку кадров, консультации при создании малого предприятия, проведение научно - исследовательских работ, предоставление деловой, коммерческой информации, создание специальных фондов поддержки малого предпринимательства, финансовый лизинг, предоставление кредитов, налоговые льготы, компенсации налоговых ставок за кредит, системы информационного обслуживания, что позволило выявить возможности их использования в Республике Казахстан.
3. Разработана система государственной поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан, включающая его развитие на базе сочетания возмездной и безвозмездной приватизации государственной собственности, участие малых предприятий в выполнении государственных проектов и программ, дифференциацию налогообложения малых предприятий с учетом степени дефицитности, производимыми товаров и услуг, а также величины налогооблагаемой базы.
4. Разработана методика анализа эффективности и отбора проектов малого бизнеса с учетом факторов периода деятельности предприятия, его коммерческого или некоммерческого характера, складывающихся на малом предприятии отношений собственности, периода окупаемости проекта.
Практическая ценность работы определяется её направленностью на развитие и повышение эффективности деятельности предприятий малого бизнеса, что обеспечивается разработанной в диссертации системой мер государственного регулирования малого бизнеса, способствующих совершенствованию законодательной базы его функционирования, а также развитию экономической политики государства по вопросам содействия деятельности малого бизнеса как на республиканском, так и региональном уровне управления.
Апробация и публикации: Результаты исследований неоднократно докладывались на научно-методических семинарах в Западно-Казахстанском Государственном Университете, обсуждались на 3-х научных конференциях в Западно-Казахстанском Институте менеджмента и языков «Евразия», опубликованы в 5 статьях, общим объемом 1,5 п.л. Автором подготовлен проект «Обучение безработных женщин, основам предпринимательской деятельности» для негосударственной организации «Союз женщин Приуралья» (справка «Союза женщин Приуралья» от 20.09.1999 г.). Автор принимал участие в подготовке справочного материала по поддержке развития предпринимательства Западно-Казахстанской области (справка департамента «Поддержки и развития предпринимательства Западно-Казахстанской области» от 20.01.2000 г.).
Теоретические положения диссертационной работы используются в учебном процессе Западно-Казахстанского института менеджмента и языков «Евразия», Западно-Казахстанского филиала Казахстанского Института Информационных Технологий и Управления при чтении курса «Организация предпринимательской деятельности».
Сущность малого бизнеса и его роль в экономике государства.
Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в Казахстане. Концепция его дальнейшего развития, по мнению автора, должна предусматривать как создание общих рыноч- ных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции могут реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на республиканском, так и на региональном уровне. На необходимость изучения природы предпринимательской деятельности с точки зрения взаимосвязи «экономического» и «социального» одним из первых указал теоретик предпринимательства Йозеф Шумпетер, считающий предпринимателя «основным феноменом» экономического развития, его главной движущей силой. По его мнению, предпринимательство - это хозяйственный субъект, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве или обращении, внедрении нововведений, а именно: производство нового неизвестного потребителям блага или создание его нового качества, внедрение новой технологии, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, организационные изменения хозяйственных форм. В отличие от К.Маркса, считающего предпринимателя капиталистом и эксплуататором пролетариата, Шумпетер подчеркивал, что статус собственника не является обязательным атрибутом предпринимателя. Основные положения социальной философии и экономической теории Ф.Фон Хайека, выдвинутые им идеи и концепции: конкуренции, социокультурной эволюции, спонтанного порядка, - стали методологической и теоретической базой многих исследований предпринимательства. По мнению Хайека предпринимательство и сам предприниматель характеризуются не родом занятий, а поведе-нием хозяйственного субъекта. Предприниматель при этом является движущей силой процесса поиска нового, потому что стремится обнаружить возможности получения дохода, не замеченного другими. «Вызывающие столько сетований отсутствие духа предпринимательства во многих молодых странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами». Все последующие исследования так или иначе основываются на приведенных выше идеях Шумпетера и Хайека. Среди работ современных исследователей предпринимательства особое место занимает А.И. Агеев, предлагающий классификацию свойств предпринимательства и выделяющий: необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым свойствам, без которых само существование предпринимательства невозможно, следует отнести организационно- хозяйственное новаторство и экономическую свободу хозяйствующего субъекта. Другие же многочисленные факторы или признаки (владение ресурсами, риск, лидерство, принятие решений и иные) выступают либо производными от базовых, либо дополняющими и раскрывающими их суть. В период 70-90-х годов 20 века произошли серьезные изменения в положении мелких и средних предприятий в условиях государственного монополизма, благодаря чему появились работы, отражающие эти новые моменты. Так, вопросы взаимоотношений монополий с предприятиями малого бизнеса получили освещение в исследованиях таких советских экономистов, как Б.Н. Ичитовкина, Н.Я. Медведева, Е.А. Хатунцева.

Powered by Drupal - Design by artinet