ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА (часть 2)

Малый и средний бизнес наряду с крупной индустрией стал за последнее десятилетие важным источником экономического роста в 10 развитых странах с рыночной экономикой. В России и Казахстане, СНГ в целом значительное повышение эффективности общественного производства невозможно без децентрализации его структуры, увеличения числа хозяйствующих субъектов, создания высокопроизводительной малой экономики, гибко реагирующей на требования НТР. Экономика Советского Союза на протяжении длительного периода шла по пути повышения уровня концентрации и укрупнения производства, вследствие чего не оказывалось никакого внимания мелким и средним предприятиям. Более того, такие понятия как "предпринимательство", "бизнес" были сознательно уничтожены из сознания и поведения людей. По свидетельству А.Е. Гордеева в словаре русского языка СИ. Ожегова слово «бизнес» толкуется как то, что является источником личного обогащения, наживы; а слово «бизнесмен» понимается как «делец». На негативное отношение к предпринимательству и предпринимателям на территории бывшего СССР указывают в своих исследованиях Э.Н. Фетисов и И.Г. Яковлев.
Негативное отношение населения к предпринимательству и предпринимателям обусловлено ростом преступности, усилением дифференциации доходов населения. Так, приведенные названными авторами результаты опросов жителей ряда стран СНГ свидетельствуют о том, что население считает важнейшей задачей государства уменьшение разрыва между денежными доходами среди различных слоев населения. Статистические же данные говорят о том, что поляризация распределения богатств, в российском обществе уже существенно больше, чем в наиболее развитых странах и продолжает увеличиваться. С другой стороны, при оценке предпринимательской деятельности население отмечает более высокое качество товаров и услуг, быстрое выполнение заказов. В целом, роль и влияние предпринимательства, незначительные в последние годы и закрепленные целым рядом социально обусловленных нормативных актов, продолжали снижаться как в России, так и в Казахстане. Наряду с этим, имеются и работы, которые позволяют нам понять природу "бизнеса", включающее в себя понятие "предпринимательство", хотя даже в специальной литературе крайне недостаточен анализ социальной природы и роли бизнеса и предпринимательства в становлении рыночных отношений. О творческом, новаторском характере предпринимателя, которого отличают раскрепощенность, большой запас энергии и сил, способность увлекать и организовать людей упоминают практически все исследователи. Научное толкование термина «предприниматель-революционер в экономике» появилось сравнительно недавно и связано с разработками таких ученых как И.Шумпетер, Р. Кантильон, Р.Хизрич. К примеру, И.Шумпетер детально описывает классический тип предпринимателя, который не имеет капитала и не продает свой труд, зато обладает организаторскими способностями, инициативой, способностью идти на риск. Благодаря кредитам, стремлению получать доход и выгоду, предприниматель организовывает безубыточное производство, инновационную деятельность„снижает издержки производства, рационально использует природные ресурсы. Характерно, что анализ мотивов, побуждающих людей заниматься малым бизнесом или предпринимательством, проведенный Л, Бабаевой и Л. Нельсоном, подтверждает его привлекательность возможностью реализации своего творческого потенциала.
Как видим, предпринимательство - особого рода деятельность, связанная с проблемой воспроизводства человеком материальных и духовных ценностей его существования и социальных условий его жизнедеятельности. Однако, именно удовлетворение потребностей в средствах жизнеобеспечения, реализация усвоенных ценностей и моделей определенного поведения, побуждают человека выбирать приемлемые для себя общественно-признанные формы профессионального самоутверждения. Вторым базовым свойством предпринимательства является наличие у него «определенной совокупности гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления, использования продукта и дохода, приносимого данной деятельностью». Говоря о предпринимательстве нельзя не упомянуть идею социальной ответственности бизнеса в обществе. В настоящее время, по мнению Э. Н. Фетисова и И. Г. Яковлева, сформировались две точки зрения на ее содержание и формы проявления. Часть ученых и самих предпринимателей связывают роль бизнеса в обществе с деятельностью, направленной на увеличение прибыли при условии строгого соблюдения законодательства и участия в открытой конкурентной борьбе без мошенничества и обмана. Согласно другой точке зрения — предпринимательству приходится действовать в условиях сложного социального окружения, оказывающего на него значительное воздействие, поэтому в малом и среднем бизнесе необходимо уравновешивать его чисто экономические цели с экономическими и социальными целями этого окружения.
К непосредственным факторам, влияющие на малый и средний бизнес, относятся поставщики, потребители, конкуренты, законы и органы государственного регулирования. Опосредованное влияние на малый и средний бизнес оказывают состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и т.п. Таким образом, с одной стороны, выполняя свою экономическую функцию по производству услуг или продукции, необходимых для общества, предприниматель обеспечивает одновременно для граждан работу, а для себя, вознаграждение и максимальную прибыль. С другой стороны, общество в лице органов государственной власти посредством налогообложения и ценообразования в законодательном порядке обязывает предпринимателя выделять необходимые ресурсы для общественных целей: экологию, здравоохранение, защиту прав потребителей и т.п. В некоторых случаях сам предприниматель реагирует добровольно на социальные проблемы общества и государства и выступает с инициативой по решению тех или иных социально-значимых проблем.
Предпринимательство выполняет ряд социально значимых функций на двух уровнях: макро- и микроэкономике. Рациональное использование природных ресурсов, участие в реализации национальных программам, приращение национального богатства - макроэкономические функции. К микроэкономическим функциям можно отнести: снижение издержек производства, получение прибыли, организация безубыточного производства, инновационная деятельность, создание новых рабочих мест. Не вызывает сомнения тот факт, что в обществе благополучном с социальной точки зрения, более благоприятны и условия для предпринимательской деятельности. Однако, следует определить границы социальных функций малого и среднего бизнеса, учитывал его диалектическую взаимообусловленность «экономического» и « социального». По мнению большинства авторов, рассматривающих социальную значимость малого и среднего бизнеса, верхним пределом его социальных функций является экономическая целесообразность. При решении вопросов экономической целесообразности, трудно планировать решение социальных проблем и тем более выделять для них деньги. Наглядным примером действия верхнего предела этой социальной функции бизнеса является реализация поддержки малых структур рыночной экономики России со стороны Международного валютного фонда в 1997-1999 годах, который поставил в качестве главного критерия к заявкам на получение финансирования требование не планирование решения социальных вопросов, а только решение производственных, чисто экономических проблем, Однако следует заметить, что нежелание решать социальные вопросы или их игнорирование в свою очередь, также недопустимо, потому что может грозить социальным взрывом или гибелью одного из факторов производства. Это, по-видимому, и будет нижней границей социальной функции или ответственности малого бизнеса. Подавляющее большинство авторов подчеркивают, что предпринимательство - сложное социальное явление; это диалектическое единство двух компонентов: а) предпринимательства - элемента рыночной экономики и б) предпринимательства - системной целостности. Именно, учитывая сложность и многообразие форм предпринимательства, как зарубежные так и отечественные экономисты в своих трудах пытаются найти методологическое обоснование идеи государственного регулирования этого экономического явления. Процесс государственного регулирования сферы малого и среднего бизнеса явление неоднозначное и в силу этого, далеко не бесспорное. Наилучшими возможностями для выпуска продукции, производимой в массовых количествах с низкими удельными издержками, располагают крупные предприятия. Они также оправдывают себя в тех случаях, когда требуются крупные затраты для выпуска единичной продукции (например, в авиа- и судостроении). Кроме того, первенство крупных компаний на рынке определяется возможностью и способностью достижения высоких результатов в сфере научных исследований и разработок, приобретения патентов и освоения нового производства, которые требуют крупных капиталовложений и привлечения большого количества интеллекта. Однако в ряде сфер деятельности, эффективность малых фирм часто оказывается выше. Малые предприятия, которые нередко порождаются крупными, заполняют все поры рыночной экономики, дополняют деятельность больших предприятий, способствуя росту их эффективности. Если сила крупной фирмы в ее экономическом могуществе, то сила малых предприятий в их общей численности и большой гибкости. Доля каждой малой фирмы на национальном рынке обычно невелика, но в совокупности их вес весьма значителен. Они оказывают существенное влияние на. формирование общей структуры рыночной экономики. Малые предприятия не только дополняют деятельность крупных фирм, но и не позволяют им расслабиться, конкурируя в постоянной готовности к разработке и освоению новых видов продукции, к предоставлению новых видов услуг. Опыт свидетельствует о том, что малые предприятия имеют большие преимущества и обладают конкурентоспособностью, так как у них система управления более гибкая и экономичная, более оперативная, что особо выгодно для организации тех видов производства, которые не требуют крупных финансовых средств, большой численности работающих, значительного обновления производственных фондов. Хозяйственные действия малых предприятий сопряжены с меньшими потерями в случае не оправдавшегося экономического риска. Статистика показывает, что в США на долю малых предприятий приходится около 25 процентов общего объема промышленного производства, в Англии - около трети, в Японии - почти половина. Товары малых предприятий отличаются высоким качеством и конкурентоспособностью на мировом рынке, поэтому экспорт продукции малых предприятий составляет в США - 20 процентов, Англии - 17 процентов, Японии - 35 процентов.
В развитой рыночной экономике существует огромное разнообразие фирм, специализирующихся не только на производстве товаров, но и на их реализации, оказании сопутствующих и других самых разнообразных услуг, в том числе посреднического, научно- исследовательского характера. По сферам деятельности фирмы могут классифицироваться на промышленные, агропромышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, телекоммуникационные, торгово-посреднические, венчурные, инжиниринговые, лизинговые, банковские, страховые, издательские, туристические и др. Фирмы различаются также по видам предпринимательской деятельности, формам контроля над капиталом и управления собственностью. Кроме того, их отличают по формам организации бизнеса, управления хозяйственной (производственной, снабженческо-сбытовой и т.п.) деятельностью, кадрами, качеством продукции.

Powered by Drupal - Design by artinet