Мистицизм в Исламе

В исламе нет церкви как социального института, нет и духовенства в строгом смысле слова, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой член уммы (религиозная общность людей, объект заботы и спасения Аллаха), которая является формой социальной организации верующих. Коран — это самосвидетельство Аллаха, его личностный призыв; исполнение верующим культа является подтверждением свидетельства и откликом на призыв. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей: исповедания веры, молитвы, раздачи милостыни, поста и паломничества («пять столпов ислама»).
Исламский канон предписывает мусульманину совершение ежедневных молитв: на заре, в полдень, во второй половине дня, на закате солнца и с наступлением ночи. Молитве предшествует ритуал омовения (тахарат). Прочтение ее допускается в любом месте, кроме нечистого, но лицо молящегося должно быть обращено в сторону Мекки.
Мусульманский культ включает в себя и праздники. Особенно широко отмечается праздник жертвоприношения — курбан-байрам (ид-аль-адха), или большой байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста – уразы. Он связан с переосмысленным в исламе библейским сюжетом готовности Авраама принести в жертву своего сына. В память об этом событии мусульманин должен принести жертву (курбан) Аллаху — зарезать овцу, корову или верблюда. Три последние ночи перед завершением поста тоже считаются праздничными и отмечаются по мусульманскому — лунному — календарю (отсчет его ведется от 15 июля 622 г., когда Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину). Ночь, выпадающая на 27 число месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря), считается особенно священной, поскольку именно в эту ночь сорокалетий Мухаммед услышал обращение Аллаха, проповедуемое им в течение 22 лет. Первое число месяца шавваль, следующего за месяцем рамадан, торжественно отмечается мусульманами как праздник окончания поста — ураза-байрам. К праздничным дням в исламе относится и пятница отмечаемая еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан — воскресенье- Она считается официальным выходным днем. Важное место, как и во всех других религиях, в мусульманстве занимает пост. Его должны соблюдать все верующие вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Это очищение тела и духа, которому подверг себя Мухаммед, ставший благодаря этому доступным речам Аллаха.
В исламе существует обряд инициации (суннат), совершаемый над мальчиками 7—10 лет — обрезание крайней плоти. Он является символом начала жизни, концом станет джиназа (похоронный ритуал). Мусульмане говорят «Кого хорошо отправят в последний путь, тот хорошо и доедет». Таким образом, мусульманский культ представляет собой некий цикл, содержащий в себе суточные, годичные и соразмерные всей человеческой жизни ритмы.
Как считает известный отечественный культуролог П.С. Гуревич, сущность «мистического мироощущения сводится, в общем, к представлению о двойственности мира. За привычным, каждодневным угадывается иное бытие. Стремление вступить в прямой контакт со сверхъестественным и выражает по существу психологическую основу мистики. В этом смысле мистика древнее религии. Она составляет базу почти всех без исключения религий». В исламе и в других религиях, тоже существуют мистические течения. Самый ранний из них — суфизм (араб. суфи, букв. — носящий шерстяные одежды) возник в VIII в. на территории Ирака и Сирии. Для суфизма характерны сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой, учение о постепенном приближении нового сторонника религии, посредством мистической любви, к познанию Божества и конечному слиянию с ним. Значительная роль в суфизме отводится наставнику, который и ведет новообращенного по мистическому пути к Богу (тарикат). Одна из идей раннего суфизма — контроль за соотношением поступков человека и его действительных помыслов. Поскольку люди судят о человеке по его поступкам, а Бог — по чистоте помыслов, истинное служение Богу считалось несовместимым с доброй славой у людей. Поэтому в раннем суфизме допускалось специальное показное неблагочестие, чтобы вызвать осуждение (маламат) со стороны окружающих и утвердиться во внутренней чистоте, В VIII в. теоретик суфизма Джунайд создал учение о фана — растворении личности человека, стремящегося к единению с Богом, в Боге, что является условием постижения истины (хакикат).
Большое значение в суфизме придается состоянию экстаза, достигаемого не внешними возбуждающими средствами, а сосредоточенностью, внутренним очичением и иногда и особой практикой самовозбуждения вплоть до громких криков и конвульсивных телодвижений. Благодаря экстазу суфий достигает мистического озарения (ишрак), учение о котором развивал в XII в. мусульманский теолог Сухраварди. Оно восходит к традициям Востока, в частности к зороастризму и манихейству (дуализм света и тьмы). Истинное знание, согласно Сухраварди, дает только ишрак (интуитивное мышление), с помощью которого можно познать абсолютную истину - «свет светов».
Аабоязычная философия развивалась под большим влиянием учения Аристотеля. Первые переводы его произведений на арабский язык были сделаны сирийскими врачами в Багдаде в конце YIII в. Среди крупнейших представителей аристотелизма следует назвать аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сину, Ибн Рушда. Противником аристотелизма был упоминавшийся уже аль-Газали. Он написал сочинение «Ниспровержение философов», но предпослал ему «Стремление философов», где излагал систему Аристотеля.
На развитие арабской и средневековой европейской философии большое влияние оказал ахь-Кинди (конец УIII в. — между 860 и 879 гг.), которого называли философом арабов. Он написал свыше 200 работ, ввел в научный оборот произведения античных философов, в русле учения Аристотеля о категориях выдвинул положение о пяти прасубстанциях — материи, формы, движения, пространства и времени. Он говорил, что целью философии является: в науке — постижение истины, в действиях — согласование поступков с истиной. Истина, утверждал аль-Кинди, никого не может унизить, наоборот, истина облагораживает всякого.
Не менее известный философ аль-Фараби (870—950) стремился соединить аристотелизм с неоплатоническим учением об эманации: божество производит в вечности мир через последовательный ряд истечений, начинающийся космическими «умами», каждый из которых соответствует определенной небесной сфере. Он развивал учение о «добродетельном городе», которым правит философ, являющийся и имамом. Такому городу противостоит «невежественный город», в котором воплощены негативные нравственные качества
Еще один известный представитель арабоязычной философии — Ибн-Сина (Авиценна, 980—1037) — был философом, медиком, поэтом государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» он обобщил достижения медицины того времени. Не менее известными философами были жившие позже аль-Газали (1058 или 1059—1111) и Ибн Рушд (Аверроэс, 1126—1198). Как и другие арабские мыслители, они оказали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.

Powered by Drupal - Design by artinet