Основные направления в Исламе

Как уже отмечалось, в середине VII в. в исламе оформилось направления: суннизм, шиизм и движение хариджитов. С представляет собой ортодоксальное направление, которое им наибольшее число приверженцев и распространился в Средней Малой Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале, в Египте Северной Африке. Начало шиизму положила группа сторонников Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда), которому, по убеждению, должен принадлежать титул халифа. К ним присоединились те, кто был недоволен правлением Османа. Шииты считали что все суннитские халифы в свое время незаконно власть и лишь потомки Али, который был первым имамом, руководителем шиитской общины, являлись бы законными правителями. Как и сунниты, шииты признают святость Корана, посланическую миссию Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность в Коран шиитскими богословами была добавлена сура «Два светила», под которыми подразумеваются Мухаммед и Али, а хадисы они признают только те, которые связаны с именем Али.
Движение хариджитов было первым по времени движением в исламе. Они выступали за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали образ жизни, предписывающий социальное равенство, общее владение землей, равный раздел военной добычи. В этом движении наибольшую активность проявляли крестьяне, ремесленники, рабы, т.е. беднейшие слои общества. Это были воинственно настроенные мусульмане, и практически всем халифам из династии Омейядов пришлось воевать вооруженными отрядами хариджитов.
Одной из крупнейших в исламе является секта исмаилитов возникшая во второй половине УIII в. Идеи этой секты распространении среди мусульман Индии, Пакистана, Ирана, Аравии Восточной Африки. Исмаилиты создали довольно крепкую организацию, имеют свои школы, издательства, выпускают газеты журналы. Идеологи секты учат, что Бог является людям в образе мирового разума, создавшего «мировую душу». Исмаилиты верят в переселение душ, причем каждая душа возвращается на землю и остается там, пока имам не просветит ее. Душа самого имама отличается от души простого верующего тем, что в ней воплощается «мировая душа». Еще более чем имамов, исмаилиты почитают пророков, которые своей деятельностью превращают мистическую недоступную простым смертным волю Бога в человеческую речь.

Powered by Drupal - Design by artinet