Все про Лувр

Луврский дворец или дворец Лувра (фр. palais du Louvre) или просто Лувр — старинный королевский замок, перестроенный во дворец, в Париже на правом берегу Сены между садом Тюильри и церковью Сен-Жермен-л’Оксеруа. Сегодня это один из самых богатых музеев мира (см. Лувр).

Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа.

Первая крепость Лувра была построена при Филиппе-Августе в месте, прозванном «Люпара» (Lupara); происхождение слова неизвестно. Очень многим думается, что слово близко латинскому «люпус» (lupus), отчего представляется место обитания волков.

Другая версия относит происхождение слова «лувр» к языку тех франков, что были предками нынешних французов: слово «lauer» или «lower» на старофранцузском означало «сторожевая башня».

Но похожее слово было и в языке тех германских племён, чей язык был нелатинского происхождения. Французский историк Анри Соваль (Henri Sauval (1623—1676)) считал, что слово «лувр» произошло от «leovar, lovar, lover, leower ou lower», что означало «крепость» или «укрепление».

Собираясь вместе с Ричардом Львиное Сердце в крестовый поход, король Филипп-Август позаботился оградить свой Город (Cité) от любых внешних атак, и особенно со стороны своих родственников и претендентов на трон Франции — Плантагенетов. Строительство новой крепостной стены началось в 1190 году и длилось 20 лет. Одна из башен крепостной стены, упиравшейся в Сену, была прозвана Луврской. Её двойник, стоявшая на противоположном берегу, звалась Нельской. Луг перед Луврской башней стал по приказу Филиппа-Августа местом постройки крепости, в будущем превратившейся в королевский замок, а позже — в один из самых знаменитых дворцов мира.

В Луврском дворце сегодня находятся:
• музей Лувр;
• Центральный совет декоративно-прикладных искусств (l’Union centrale des arts décoratifs (UCAD)) и его коллекции (декоративно-прикладное искусство, мода и текстиль, рекламное искусство), а также его библиотека и кружки для детей и взрослых в части дворца под названием Карусель;
• Высшая школа Лувра (входы Rohan и Flore);
• Музейно-исследовательский центр реставрации (Centre de recherche et de restauration des musées de France (C2RMF)), лаборатория в Карусель и кружки для взрослых в залах Флоры;
• торговая часть Луврской Карусели (Carrousel du Louvre): 16 000 кв.м., более 50-ти магазинчиков;
• залы в Луврской Карусели для проведения выставок: 7 100 м, 4 зала для престижных собраний.

Стеклянная пирамида Лувра во дворе Наполеона (cour Napoléon) служит главным входом в Лувр и является одним из символов Парижа.

Ночной Лувр с подсвеченной пирамидой

Через 200 лет после Французской революции президент Франсуа Миттеран предложил проект «Большого Лувра». Миттеран хотел превратить дворец, построенный в XIII веке, в самый большой музей в мире. Его идеей было также продление исторической оси Парижа — девятикилометровой перспективы, проходящей по Елисейским Полям. Так называемый Триумфальный путь берёт своё начало от конной статуи Людовика XIV, расположенной у пирамиды Лувра, проходит через Триумфальную арку и заканчивается Большой аркой в современном квартале Парижа Дефанс.

С 1985 по 1989 по проекту знаменитого архитектора Йо Минг Пея, американца китайского происхождения, была построена пирамида, полностью состоящая из стеклянных сегментов, которая кроме всего прочего обеспечивает оптимальное освещение подземного холла. Пирамида была окружена фонтанами и тремя пирамидами поменьше.

Сначала проект стеклянной пирамиды подвергся критике, но пирамида ничуть не испортила роскошный императорский дворец, придав ансамблю нотку современности. Проект освещения разрабатывал американский светодизайнер Клод Энгл, установивший галогенные лампы по внутреннему периметру пирамиды. Через 15 лет руководство Лувра заменило прежние лампы металлогалогенными, обладающими меньшей мощностью и большей светоотдачей. Так пирамиде был придан более современный облик благодаря «холодному» освещению. Дизайнерское решение Энгла осталось нетронутым.

• Пирамида состоит из 603 ромбовидных и 70 треугольных стеклянных сегментов толщиной 21 мм.[2]
• Высота пирамиды — 21,65 м, длина стороны основания — 35 м, угол наклона — 52°.
• Вес пирамиды — около 180 тонн.
• Прототипом послужила пирамида Хеопса.

Лувр (фр. Musée du Louvre) — один из крупнейших художественных музеев мира (третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции). Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.

Здание музея — старинный королевский дворец (Palais du Louvre). Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.

Лувр — один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.

В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени — с 1848 года и до наших дней — представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.

Самые известные экспонаты Лувра: свод законов Хаммурапи, Венера Милосская, Ника Самофракийская, Джоконда (Мона Лиза) и другие картины Леонардо да Винчи, картины Рембрандта, Тициана, Свобода, ведущая народ кисти Делакруа. Лувр — самый посещаемый музей мира, в 2006 году здесь побывало более 8,3 миллионов человек.

В основе Лувра лежит замок-крепость — Большая башня Лувра, — возведённого королем Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.

Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих II решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лё-Во во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1678 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. Лувр надолго остается без внимания. Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из этих таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской Революции.

В 1989 г. в центре дворца была добавлена стеклянная пирамида, созданная американским архитектором Бэй Юймин.

В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение — 200 полотен банкира Эверара Жабаха (Everhard Jabach). На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.

Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры (musée des Monuments français) и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.

В период наполеоновских войн коллекция музея пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока.

Стоит также сказать о предметах искусства, переданных Лувру по завещаниям (коллекция Эдмунда Ротшильда), и множественных приобретениях, сделанных на протяжении XIX и XX веков.

Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Одни из самых известных полотен Лувра — Джоконда (Леонардо да Винчи) и Прекрасной садовницы (Рафаэль) — принадлежали Франциску I (он приобрёл Джоконду в 1519 году). Брак в Кане Галилейской (Паоло Веронезе) была украдена из монастыря в Венеции в 1798 году. «Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет c чертополохом» Дюрера приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно. Наконец, полотно «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.

Самые известные скульптуры музея — Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо (Charles Champoiseau), археологом и вице-консулом Франции в Андринопле (Andrinople).

Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны в посетителям более трёх месяцев подряд в целях сохранности.

Экспонаты Лувра разбиты на следующие коллекции:
• Древний восток
• Древний Египет
• Древние Греция, Этрурия, Рим
• Искусство ислама
• Скульптуры
• Предметы искусства
• Картины
• Графическое искусство

В восточной коллекции собраны предметы искусства, созданные на территории античных государств Ближнего Востока и Междуречья.

Множество цивилизаций сменяло друг друга на этой территории, начиная с эпохи неолита до нашей эры. Именно здесь зародилась письменность, ирригация, возникли административное, военное и религиозное управления.

Восточная коллекция Лувра разделена на три департамента:
• Междуречье
• Иран
• Восток Средиземного моря (Сирия, Палестина, Кипр)

Отдел Древнего Египта был создан 15 мая 1826 года по распоряжению Карла X. Первым смотрителем созданного Музея Египта стал расшифровщик древнеегипетских иероглифов Жан-Франсуа Шампольон.

В настоящий момент коллекция египетских древностей разбита на 3 части:
• Римский Египет, Коптский Египет;
• тематическая экспозиция;
• хронологическая экспозиция.

Древние Греция, Этрурия, Рим

В коллекции представлены:
• Архаичная Греция
• Классическая Греция
• Эллинистическая Греция
• Этрурия
• Древний Рим

Отдельные залы посвящены греческой керамике, глиняным и бронзовым изделиям, драгоценностям.

Департамент искусства ислама был создан в 2003 году и содержит произведения исламской цивилизации от Испании до Индии, от зарождения исламской цивилизации до XIX века.

Изначально в Лувре были представлены только античные статуи. Единственным исключением являлись работы Микеланджело.

В 1824 году открываются 5 новых залов, посвящённых периоду от эпохи Возрождения до XVIII века. В 1850 году к коллекции присоединяются средневековые статуи, а в 1893 году департамент скульптур становится независимым от департамента античности.

Один из самых богатых департаментов музея, чья коллекция постоянно пополняется. Здесь представлены светские и религиозные драгоценности, статуэтки, мебель, гобелены. Коллекция охватывает период от средневековья до XIX века.

Коллекция содержит порядка 6000 картин, представляющих период от средневековья до 1848 года. Произведения, датируемые после 1848 года были переданы в Музей Орсе во время создания последнего.

Powered by Drupal - Design by artinet