Уникальность китайской культуры

Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. ки-тайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цве-тов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонко-стенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.
Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и со-суды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).
Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, кото-рая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.
Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведе-ния, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана — первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.
Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменно-сти и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной тех-нике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.
В математике выдающимся китайским достижением было использова-ние десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из пер-вых в мире звездных карт.
Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизован-ная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связан-ные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календар-ных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротех-ника в их инженерном использовании.
Важным оставалось также строительство фортов, направленное, преж-де всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных ко-чевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными со-оружениями - Великой китайской стеной (IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5—8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.
Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достиг-ла значительных результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с при-менением наркотических средств, впервые применили и описали в литерату-ре методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнеки-тайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».
Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводит-ся прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название — «ки-тайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где суще-ствуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сло-жившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и ад-министративно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.
Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ран-них обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникаль-ного социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, го-сударства и всей культуры древнего Китая.
Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные леген-дарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим обра-зом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и се-мейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам от-ступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

Powered by Drupal - Design by artinet