Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре

Имя Конфуций (551-479 до н.э.) - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначитель-ное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упомина-ется в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.
Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культур-ного региона.
К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной куль-туры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги исто-рии"(Шу цзина), "Книги стихов"(Ши цзина), "Книги перемен"(И цзина), "Весны и осени"(Чунь-цу), "Книги о ритуалах"(Ли цзи), "Книги и музы-ке"(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятни-ки обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей кон-струкцией всей китайской культуры.
Его идеалом есть высоко моральный человек, опирающийся на тради-ции мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Кон-фуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государствен-ности и функционировании политической культуры императорского Китая.
Основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эта-лон которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древно-сти — тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопос-тавления создают идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством долга. Конфуцианство с его идеалом высоко мо-рального человека явилось одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом.
С обретением мощных социальных и духовных санкций официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина.
Помимо конфуцианства на культуру Китая оказал влияние Даосизм. Его основоположником считался Лао-Цзы, старший современник Конфуция. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия.
В центре учения понятия Дао, т.е. великого пути. Дао порождает урав-новешивающие друг друга начало инь и янь (женское и мужское, темное и светлое). Исходя из идеи о том, что тело человека представляет собой микро-космо, подобно макрокосму, т.е. Вселенной даосизм предложил ряд рецептов достижения духовного бессмертия:
1.Ограничение до минимума в еде;
2.Физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных дви-жений и поз до инструкции по общению между полами;
3.Совершение более 1000 добродетельных поступков;
4.Принятие препаратов, позволяющих человеку уйти в себя (которое привело и к злу и к добру, т.к. стали делать пилюли из опиума, но способст-вовало развитию фармацевтики).
Во 2-3вв. в Китай приходит буддизм, который достаточно заметно по-влиял на традиционную китайскую культуру. Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособле-ния в китайской цивилизации. На основе синтеза идей и представлений, из-влеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наибо-лее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мыс-ли — чань-буддизм (японский дзэн).
Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобразном китай-ском искусстве, которая как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид индийского Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с архитектурой храмов.
В то же время именно буддийская идея гармоничного единения чело-века с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и во всем. В молчании гор, в жур-чании ручья, в сиянии солнца. Это нашло отражение в живописи, в знамени-тых китайских свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобла-дали изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна – символ дол-голетия, бамбук – стойкости и мужества, аист – одиночества и святости, змея – самая красивая и самая умная. Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Не только в письме и живописи, но и в архи-тектуре.
Буддизм способствовал распространению круглой скульптуры. Китай-ско-буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечата-ние с помощью матриц. Под влиянием буддизма происходила аристократи-зация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.
Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душев-ного одиночества, расцвела лирическая поэзия. Буддийские истоки просмат-риваются в пейзажной и философской лирике.
Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддий-ская и индо-буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представ-лениями об аде и рае, было воспринято в Китае.

Powered by Drupal - Design by artinet