Культура античности и Средневековья

Античная культура, которая легла в основу современной западноевропейской цивилизации, базировалась, прежде всего, на культуре, созданной населением Греции. Греческая культура была культурой интерактивной (взаимодействующей), так как возникла в результате взаимодействия греческой культуры с Крито-Минойской, Ближневосточной, Древнеегипетской. Ее принято разделять на гомеровскую (XIII-XI вв. до н. э.), архаическую (VIII-VI вв. до н. э.), классическую (V-IV вв. до н. э.) и эллинистическую(III-I вв. до н. э.) - три последние формировались после дорийского завоевания 1100 г. до н. э. Но архаической культуре предшествовало Крито-Микенская культура, формировавшаяся как результат взаимодействия Крито-Минойской (создана населением Крита, вероятно, не индоарийского происхождения) и раннеэлладской культур (создавалась ахейским населением (ахейцы завоевали Грецию в период 2200-2000 г. до н. э., уничтожив и ассимилировав местные племена пеласгов, вероятно, не индоарийского происхождения) материковой Греции). Эллины (самоназвание греков), несмотря на менее благоприятные условия развития, сумели создать высокоразвитую, обладающую громадным творческим потенциалом культуру, ставшую образцом для многих народов. В немалой степени это было обусловлено особенностями эллинского типа, особого менталитета. Исследователей поражало разнообразие способностей древних греков, их высокая приспособляемость к природным и социальным условиям, сочетание энергии характера с одаренностью духовными силами. Другой особенностью греческого типа являлась его бесконечная любознательность. В области наук как естественных, так и моральных, в географии, истории, философии, математики греки были любознательными в лучшем смысле этого слова: они первыми поставили почти все великие проблемы и установили научные методы познания. Их привлекало все непонятое, они испытывали потребность все знать - знать не ради выгоды, но, прежде всего, ради установления истины. Другим важным элементом бытия и культуры древних греков была агонистика (агонэ) - принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп в разных ситуациях, в разных областях жизни, с целью достижения наилучшего результата, признания, которое приносило славу не только увенчанному наградой, но и государству, которое он представлял. Традиции, столь сильно влиявшие на развитие прочих народов, никогда не могли полностью заглушить индивидуальную свободу эллина; он стремился не поддаваться тяжести забот и проблем, которых было немало - беспечность и веселость, жизнерадостность пронизывали греческую идеологию. Примечательным (даже парадоксальным) является развитие у греков национального единства без соответствующего, предваряющего его, единства политического. Единственным выражение национального единства у греков было самосознание, т.е. понятие или представление о таком их единстве, а не какая-либо иная реальная форма. И то, и другое опиралось на сознание принадлежности к некоему целому или его подразделениям, выработанное в архаическое время. Загадка образования греческого национального единства без объединения политического остается неразрешенной: ведь в Греции существовала масса вполне независимых государственных образований. Подобное положение дел было обусловлено особенностями ландшафта, перерезанного горами, перевалами, долинами; возникающие государства волей самой природы оказывались обособленными. Наиболее типичными представителями эллинов были афиняне (Перикл называл Афины учителями всей Эллады).
Римская культура возникла на основе высокоразвитой культуры этрусков - народа, населявшего Италию (впоследствии покорены и ассимилированы римлянами). Племена, обитавшие в Лацине, латиняне, основали город Рим (традиционная дата основания - 753 г. до н.э.), лежавший на семи холмах (Капитолий, Палатин, Квиринал, Целий, Эсквилин, Авентин, Виминал), ставший центром огромной империи. Древнейшее население Рима называло себя патрициями и пользовалось всей полнотой прав, в отличие от позднейшего населения, которое именовалось плебеями. Последние вели длительную борьбу за уравнение в правах. Римское общество длительное время сохраняло остатки родового строя, что особо проявлялось в институте клиентелы. Утро влиятельного и знатного человека начиналось в Риме с приема клиентов. Сословие это было достаточно многочисленным и в жизни римского общества являлось элементом очень характерным. Клиентела развилась из древнего обычая (приписываемого Ромулу) ставить себя, человека мелкого и бессильного, под покровительство могущественного и влиятельного лица. Покровителя и отдавшегося под его защиту связывали узы такие же священные в глазах древних, как узы родства; первый помогал своему клиенту советом, влиянием, деньгами; клиент поддерживал покровителя в меру своих сил, чем только мог. К 1 в. до н. э. отношения эти в значительной степени утратили этот старинный характер; клиенты превратились просто в прихлебателей своего покровителя, который держал их возле себя, потому что этого требовал "хороший тон" римского общества: знатному человеку неудобно и неловко было показаться на улице или в общественном месте без толпы провожатых - клиентов. В жизни клиента было очень мало труда, но много беспокойства и унижения. Самым ранним утром, затемно, по грязным римским улицам, часто с другого конца города клиент, облачившись в тогу - официальную одежду, - шел к своему патрону приветствовать его с добрым утром. В прихожей у последнего собиралась целая толпа, ожидая, когда их впустят в атрий (парадный зал). Порой пускали не всех, и у дверей образовывалась давка; пробивались, чуть ли не силой, отталкивая слабых, или же льстили и заискивали перед рабом, ведавшим впуском. Будучи в дурном настроении, патрон мог вовсе никого не принимать, или же быть крайне нелюбезным; в добром расположении он с каждым здоровался. Если патрон куда-либо отправлялся, клиенты были обязаны его сопровождать, порой расчищать ему путь в толпе. Если же патрон держал речь в суде или читал свое произведение, клиенты были обязаны громко высказывать свое одобрение. Все это приходилось терпеть потому, что нередко клиентела была единственным, скудным, но все же кое-каким средством к существованию для тех, кто не владел никаким ремеслом и не желал трудиться. Клиент имел право быть приглашенным к столу патрона (нередко это было единственной возможностью отведать горячей пищи, ибо в римских квартирах кухни отсутствовали и готовить было негде) или получать от него съестное в корзинке, которая именовалась sportula - позднее так стали называть ежедневно выплачиваемую клиентам сумму в 25 ассов. Однако, если патрон был болен, или сказался таковым, то клиенты ничего не получали. В день рождения патрона или в какой-либо знаменательный день клиенты могли рассчитывать на довольно значительные подарки. Приглашение к столу часто превращалось для клиента в источник унижения: угощение могло подаваться неодинаковое, в недостаточном количестве, так что из-за блюд приходилось чуть ли не драться. Зато клиент имел право унести с собой в принесенной из дому салфетке все, что ему удалось схватить из того, что осталось на обеденном столе, так что в удачный день клиент мог не только насытиться сам, но и принести гостинцев семье. Уважаемым клиентам изредка угощение могло присылаться на дом самим патроном.

Основу римского государства составляла гражданская община - civitas. Основными чертами его было обусловленность владения землей принадлежностью к римскому гражданству, утверждение принципа, согласно которому гражданин имел право на земельный участок, а воин - на долю в добыче (что стимулировало экспансию), снижение возможности эксплуатации собственных сограждан (поскольку войны давали достаточно рабов). Рабство способствовало развитию морали, основанной на осознании разницы между "пороками" рабов и "добродетелями" свободнорожденных. Римская культура - культура традиций, правил, порядка, дисциплины. Как утверждали римляне, "…новшества, противные обычаям и нравам наших предков, нам не нравятся и не представляются правильными…", "…все, что было в старину, было лучше и мудрее, а то, что впоследствии менялось, менялось к худшему…". Высшей гражданской доблестью почиталась скромность, простота, верность законам. Был выработан комплекс добродетелей, необходимых для процветания гражданской общины в целом и каждого гражданина. Первейшая добродетель - долг служить этой общине. Беспрерывные войны требовали мужества (virtus), ставшего синонимом добродетели вообще. Virtus (может также именоваться доблестью) стала совокупностью свойств, подобающих римскому гражданину: храбрости, выносливости, трудолюбия, сурового достоинства, непреклонной честности, справедливости - ius (последняя ставилась выше мужества, поскольку им могли обладать и дурные люди), а также fides - верность долгу и клятве, pietas - исполнение долга по отношению к богам, родным, родине, concordia - согласие (изначально - между патрициями и плебеями). Наградой за virtus был honos - почет, даруемый гражданам за заслуги перед civitas, всенародное одобрение. Существовал cursus honorum- перечень почетных выборных должностей и заслуг перед родиной того или иного лица, высекавшийся на постаменте его статуи. Особое место среди римских ценностей имела свобода - libertas, которая трактовалась различно: как направленная против олигархии свобода римского народа, как свобода от царской власти и тирании, как авторитет сената, как равенство перед законом. Соответственно, противоположностью было лишение гражданской чести. Всякий гражданин в зависимости от ценза обязан был совершить 10 кампаний, находясь в коннице, или 20 - в пехоте; призванный на военную службу приносил присягу, которая не могла быть нарушена. Наказания солдат за воровство, ложь, трусость, утрату оружия, уход со своего поста были так жестоки и позорны, что им предпочитали смерть, но зато и заслуги вознаграждались похвальным словом, почетными дарами, венками, что считалось большой честью, и выделяли награжденного в лагере и дома. Войско состояло не из наемников, а из союзников и граждан, которые, защищая родину, воюют упорно и ревностно, до полной победы. Солдаты в республиканский период не получали жалованья, а только долю в добыче, называемую stipendium (впоследствии легионеры стали получать жалованье, что позволяло военачальникам легко завоевывать популярность своих солдат).
Средние века - понятие не столько хронологическое, сколько содержательное. Принято вкладывать в него некий ценностный смысл: "отсталое", "реакционное", "нецивилизованное", "проникнутое духом клерикализма", или наоборот, романтизировать Средневековье, искать в нем утраченные впоследствии доблести или красочную экзотику. "Средний век"(medium aevum) представлялся неким безвременьем, разделяющим две славные эпохи истории Европы, средостенье между античностью и ее возрождением, перерыв в развитии культуры, провал, "темные столетия". Средневековью были склонны приписывать все отрицательные признаки. Но именно в Средние века начали зарождаться европейские нации и формироваться современные государства складываться языки, на которых мы говорим. К Средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу нашей цивилизации. Необычность средневековой культуры в странности сочетания, единства полярных противоположностей, сублимированного и низменного, небесного и земного, духовного и грубо телесного, мрачного и комичного, жизни и смерти. Святость может выступать как сплав возвышенного благочестия и примитивной магии, бескорыстия и алчности, милосердия и жестокости. Мнение о том, что в средневековье считалось, что плоть заслуживает одного только презрения и преодоления, что истинная родина человека - не на земле, а на небе - не вполне соответствует действительности. Существовал как бы особый язык карнавальных, смеховых форм и символов средневековья, с присущими ему всенародностью и универсальностью. Средневековая культура вырисовывается в виде невозможного сочетания оппозиций. Теолог утверждает богоустановленную иерархию, для того чтобы тут же обречь на вечную гибель стоящих у ее вершины и возвысить подпирающих ее основание. Прославляется ученость и презрительно взирают на невежественных "идиотов", и в то же время вернейшим путем, который ведет к спасению души, провозглашаются неразумие, нищета духа, а то и вовсе безумие.

Началом эпохи Средневековья принято считать падение западной Римской империи в 476 г. Общественно-политический строй, свойственный Средним векам, принято называть феодализмом, характерной чертой которого является феодальная собственность на землю и сословность. Феодальное общество - общество сословное. Беднейший дворянин выше самого богатого горожанина, ибо деньги и даже обладание земельной собственностью не дают официального признания и широких прав, - необходимо благородное происхождение или монаршья милость, для того, чтобы стать знатным и полноправным. Полноправие, родовитость, благородство - главнейшие критерии принадлежности к правящему слою общества, богатство практически сними обычно связано, но оно не конститутивный признак господина. Земельное владение - феод (франц.) или лен (нем.) являлось основой и обеспечением вассальных отношений: он давался за выполнение воинской службы вассалу (условное держание) сеньором, но при этом являлся наследственным владением. Феод считался привилегированным держанием, то есть, мог находиться только в руках представителей господствующего класса. Собственником феода являлся не только его непосредственный держатель - вассал, но и сеньор, от которого вассал получил землю. Оформлялось это в виде личных договорных отношений покровительства со стороны сеньора и верности со стороны вассала. Передача феода, ввод во владение, называлась инвеститурой (помещением). Эта процедура была торжественной и сопровождалась принесением оммажа (от франц. homme - человек) - некоего символа владения (пучок соломы, ветка дерева, клок шерсти) и передача его сеньором вассалу, который публично признавал себя его человеком и приносил клятву верности. Выстраивалась "феодальная лестница" - каждый феодал считался чьим-то вассалом (король - герцоги и графы - бароны - рыцари), однако действовало правило "вассал моего вассала - не мой вассал, поскольку отношения вассалитета основывались на личных договоренностях (правда, в Англии действовало иное правило - "вассал моего вассала - мой вассал"). Причем гипотетически все феодалы, как люди "благородного происхождения", считались равными между собой, а король - лишь "первым среди равных". Феодалы низшего звена назывались всадниками - рыцарями (от нем. Ritten - всадник; во Франции их называли шевалье). Прежде чем стать рыцарем, юный феодал должен был быть пажем, затем оруженосцем у рыцаря (своего рода обучение), и лишь после этого быть посвященным в рыцари. Рыцарь должен был владеть "семью рыцарскими добродетелями" - ездить верхом, плавать, владеть копьем, мечом, стрелять из лука, играть в шахматы и сочинять стихи. Идеалом рыцарства считалось служение "Прекрасной Даме", которая могла быть как конкретной личностью, так и вымышленным образом, в какой-то мере отождествлявшимся с Девой Марией (Мадонной). В честь дамы следовало совершать различные подвиги, прежде всего, на ниве борьбы за христианскую веру. Культивировалась "куртуазная" (от франц. учтивый) любовь, то есть, целомудренная, неплотская, антиматримониальная (не предполагавшая брака). Поэтому рыцарь должен был уметь вести себя в обществе, поддерживать разговор, слагать стихи в честь своей дамы сердца, петь и играть на музыкальных инструментах, ухаживать за дамой в соответствии со строго выработанным ритуалом, чтобы не оскорбить ее чести и достоинства. Принадлежность к социальному разряду или слою определяла поведение индивида. Все стороны его жизни регламентированы, заранее известно, как он должен поступить в той или иной ситуации, - выбора почти не существовало. Любой поступок должен был соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из сознания принадлежности к группе, из чувства чести, носившего не столько личный, столько сословный характер. Обычаем "запрограммирована" жизнь каждого члена коллектива, обязанного следовать образцам - богам, предкам, старшим, эпическим героям. Регламентация индивидуального поведения достигала степени ритуализации: каждое важное жизненное отправление человека, затрагивавшее интересы группы, сопровождалось исполнением специальных обрядов, произнесением формул, отклонение от которых аннулировало весь акт, делало его недействительным. Вследствие этого осуществление права тесно связано с магическими процедурами. Существовала культура жестов: все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их на Библию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Часто реальность мало соответствовала тем идеальным образам, которым должен был соответствовать рыцарь. Нравы были довольно грубыми, о чем свидетельствует хотя бы обычай держать в качестве шутов калек и уродов: несчастье вызывало насмешку, а не сострадание.

Powered by Drupal - Design by artinet