Реферат по истории

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой куль¬турной политики. Под этим подразумевалось создание невиданного в истории - пролетарского - типа куль¬туры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание мону¬ментальных художественных произведений, воспеваю¬щих трудовые подвиги простых людей и т. д. Как мыс¬лилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. Рос¬сийской дворянской культуре не исполнилось и 150 лет, а возраст буржуазной был еще меньше, поскольку капитализм в России, если считать по формальным критериям, существовал всего 57 лет (1861-1917). В Западной Европе, где возраст первой измерялся мно¬гими столетиями, а возраст второй перевалил за 150 лет, революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей степени.
Уже в 1917 году перешли в «собственность и рас¬поряжение» народа Эрмитаж, Русский музей, Третья¬ковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.
Шаг за шагом ликвидировались институты про¬фессиональной автономии интеллигенции - незави¬симые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и преврати¬лась в бюрократическое учреждение. С конца 20-х годов подозрение к старой интеллигенции сменилось политическим преследованием: шахтинское дело, про¬цессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии свидетельствуют о том, что в стране началось физи¬ческое уничтожение русской интеллигенции.
Одновременно с ликвидацией старой интеллиген¬ции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно – через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускорен¬ного обучения и подготовке рабоче-крестьянской мо¬лодежи к поступлению в вузы; здесь использовался лабораторно-бригадный метод», при котором один ученик отчитывался за всю группу). В Результате уже в 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию весте взятых.
Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», как провозглашалось на VIII съезде РКП(б). Самым эффектив¬ным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художе¬ственных галерей. Бесплатный доступ народа к сокро¬вищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Од¬новременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, по¬скольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учрежде¬ниях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В период с 1918 по 1923 год было создано около 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых памятников. В 1918-1919 годах было отрес¬таврировано более 65 историко-художественных памят¬ников, а к 1924 году - 227. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года была национализирована фотографи¬ческая и кинематографическая промышленность. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 году преобразованный в Госкино, а в 1926 году - в Совкино. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы.
Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному варварству: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы; в дворянских домах и церквах устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Многие культовые сооружения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч храмов и монастырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства большевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок были проданы за рубеж. Придерживаясь принципов классового подхода в городах уничтожались сотни старых памятников, на месте которых возводились бюсты героев-революционеров, переименовывались улицы и площади.
Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) - культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Пролеткульт возник уже осенью 1917 года и вскоре имел болеё 200 местных организаций в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Его идеологи (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев) нанесли серьезный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи - разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Удачнее всего он спра¬вился с первой, а вторая так и осталась областью не¬удачного экспериментаторства.
Пролеткульт сыграл негативную роль потому, что пытался методом кавалерийской атаки решить задачи там, где они, эти методы, никак не годились. Он являл собой не основу, а лишь крайнее выражение больше¬вистского подхода к культуре, от которого вскоре РСДРП постаралась избавиться. Убедившись в непри¬годности экстремистских способов решения масштаб¬ных Проблем, связанных с культурой, большевики перешли к постепенному и более скоординированно¬му наступлению.
В системе образования национализацию заменило огосударствление, которое, как и национализация, преследовало несколько целей. Во-первых, администрация школы и вуза, лишившись академических сво¬бод и неприкосновенности, подчинялась партийному аппарату, который назначал и сменял кадры преподавателей, определял квоты на прием студентов. Во-вторых, за студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний устанавливался неусыпный идеологический контроль. В-третьих, рез¬ко расширялись масштабы и объем народного образования, к бесплатному государственному образованию получали доступ практически все слои населения. В ре¬зультате уже в 1921 г. количество вузов в стране: уве¬личилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. Декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» (1918) разрешал свободный приём в вузы. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены, - не требовался даже диплом об окончании средней школы.
В стране развернулась массовая кампания ликви¬дации неграмотности среди взрослых и детей. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», обязывавший всё неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возгла¬вили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1913-1920 гг. грамотой овладели около 7 млн. че¬ловек. По данным Всесоюзной переписи 1939 года, численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет под¬нялась до 90%. Количество учащихся в общеобразова¬тельной школе превысило 30 млн. человек по сравне¬нию с 7,9 млн. в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило 370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследовательских учреж¬дениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 года почти в 10 раз.
В стране развернулось широкое движение за лич¬ную гигиену, совпавшее по времени со знаменитым стахановским движением. В 1935-1936 гг. стахановцев преподносили как образец культурности. Пресса восторженно описывала, как они приобретают доро¬гие вещи, одежду, книги, мебель, велосипеды и даже автомобили.
Кампания за чистоту тела проходила под лозунгом: «Давайте бороться за чистоту тела, за чистое носиль¬ное, постельное белье, за чистый носовой платок, за чистую салфетку, за общий культурный внешний вид». Главными показателями культурности советского че¬ловека считались в то время образцовое поведение на производстве (соблюдение дисциплины, высокая про¬изводительность труда и культура рабочего места) и в быту (соблюдение правил общежития, товарищеская взаимопомощь, активное участие в субботниках и аги¬тационной деятельности). «Белый воротничок н чистая кофточка - это необходимый рабочий инструмент, который влияет на выполнение плана, на качество продукции», - писали в газетах.
В 1936 году развернулось так называемое «движе¬ние общественниц» - плановая мобилизация жен руководящих работников промышленности для внедрения культурности в рабочую массу. Они занимались сугубо практическими делами, в частности уничто¬жением грязи и бескультурья в рабочих бараках, их переоборудованием и улучшением рабочего быта. В 1937 году столетие со дня смерти Пушкина превращается уже во «всенародный праздник». В советский быт возвращаются ценности старой культуры. На страницах печати, в агиткампания, на митингах и встречах с трудящимися разворачивается борьба за культуру речи. Четко обозначилось слияние русской и советской культуры. Пушкин был объявлен достоя¬нием трудящихся, образцом гражданственности, вы¬разителем национального духа. Пушкинский язык объявлялся речевым каноном.
В 1938 году чтение было провозглашено основной формой политического самообразования. Разворачи¬вается массовое соревнование за то, кто больше книг прочитает. Так, в речи на отчетной конференции мо¬сковского комитета ВЛКСМ весной 1936 году, секре¬тарь комитета представил образец культурного и образованного человека - 20-летнего слесаря ленин¬градского завода «Электроаппарат» Нину Елкину, ко¬торая «за 1935 год прочла 78 книг, среди них Бальзак, Гамсун, Гончаров, Гофман, Гюго, Ростан, Флобер, Франц, Чехов, Шекспир, Вересаев, Новиков-Прибой, Серебрякова, А. Толстой, Тынянов, Чапыгина, Б. Ясен¬ский».
Однако культурный подъем, как выяснил В.В. Вол¬ков, длился очень недолго. В конце 30-х годов вместо лозунга «Овладеем культурой!» появился новый: «Овладеем большевизмом!». Он подразумевал знание основ марксизма и предполагал воспитание больше¬вистской сознательности. Культура растворилось в более широкой концепции политического самообра¬зования. Модная одежда, хорошие манеры и даже гра¬мотная речь стали ассоциироваться с образом врага. Если в середине 30-х годов молодежь призывали ов¬ладевать хорошими манерами и обращаться друг с другом, особенно с девушками, галантно, то в конце 30-х ситуация изменилась: внешние атрибуты куль¬турности подверглись осуждению, на первый план вышли твердые убеждения и партийная сознатель¬ность.
Наука.

Центром научной мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы ее филиалы и научно-исследова¬тельские институты. В 30-е годы возникли академии наук в союзных республиках.
К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-ис¬следовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в России имелось всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных работ¬ников.
Советские ученые в 20-х и 30-х годах достигли больших успехов в развитии многих отраслей науки. И. П. Павлов обогатил мировую науку ценными исследованиями в области изучения высшей нервной деятельности человека и живот¬ных, К. Э. Циолковский разработал теорию ракетного движе¬ния, которая лежит в основе современной ракетной авиации и космических полетов. Его труды (Космическая ракета», 1927, «Космические ракетные поезда», 1929, «Реактивный аэроплан», 1930) завоевали приоритет СССР в разработке тео¬ретических проблем освоения космоса. В 1930 г. построен первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензи¬не и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.
Труды Тимирязева по физиологии растений стали новым этапом в развитии дарвинизма. И. В. Мичурин доказал воз¬можность управлять развитием растительных организмов.
В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохо¬зяйственных наук с 12 институтами.
Серьезнейшим достижением науки было введение стандар¬тов, чему способствовал переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный Комитет по стандартизации. По числу утвержденных стандартов СССР к 1928 г. обогнал ряд капиталис¬тических государств, уступая лишь США, Англии и Германии.

Театр, музыка, балет, кино.

На развитие театра этого времени огромное воздействие оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мей¬ерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова, А.Д. Попова, К.А. Марджанишвили, Г.П. Юра. На сценах театров с ог¬ромным успехом продолжали выступать актеры старшего до¬революционного поколения - М.Н. Ермолова, А.М. Южин, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, А.А. Яблочкина (Малый театр), И.М. Москвин, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, М.П. Лилина, О.Л. Книппер-Чехова (МХАТ) и др. Одновре¬менно вливалось и молодое поколение талантливых актеров - Н.П. Хмелев, А.К. Тарасова, Н.П. Баталов, М.М. Яншин, К.Н. Еланская, Б.К. Ливанов, Б.В. Щукин, Е.Н. Гоголева, А.А. Хорава, А.А. Васадзе, А. Хидоятов, С.М. Михоэм, Н.М. Ужвий и др. Создавалось также множество новых теат¬ров и театральных студий, передвижных театров. Появились первые в мире детские театры.
В период, когда закладывались основы художественной советской культуры, важную роль сыграла деятельность му¬зыкантов старшего поколения, осуществлявших живую связь между дореволюционным прошлым русской музыки и новым советским ее этапом: композиторов А.К. Глазунова, М.М. Ип¬политова-Иванова, А.Д. Кастальского, Р.М. Глиэра, С.Н. Ва¬силенка, А.Ф. Гедике, М.Ф. Гнесина, исполнителей и педа¬гогов К. Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Л.В. Николае¬ва, критиков и музыковедов В.Г. Каратыгина, А.В. Оссов¬ского, Б.Ф. Асафьева, Б.Л. Яворского, М.В. Иванова-Бо¬рецкого.
В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые выдвигается понятие «государственное музыкальное строительством. В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нот¬ные издательства, фабрики музыкальных инструментов. В просветительной и художественно-пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, му¬зыковеды. Среди них Б.Ф. Асафьев, С.Н. Василенко, А.К. Глазунов, М.Ф. Гнесин, А.Д. Кастальский, Л.В. Ни¬колаев, В.В. Щербачев, Ф.М. Шаляпин и др. В 30-к годах были достигнуты первые удачи в создании советской оперы: «Тихий Дох» И.И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая редакция 1952), «Семен Котко» С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее вы¬дающихся советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Шостаковича. Среди опер на современную тематику, напи¬санных в послевоенные годы, выделяются «Виринея» С.М. Слонимского (1967) и «Не только любовь» Р.К. Щед¬рина (пост. 1961).
В развитие камерной вокальной и инструментальной му¬зыки внесли вклад А.Н. Александров, Н.Я. Московский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Ю.А. Шапорин, В.Я. Шебалин, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский, Б.И. Тищенко, В.А. Гаврилин и др.
Коренное обновление испытал советский балет. Следуя традициям Чайковского, Глазунова, Стравинского, в этом жанре советские композиторы утвердили значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографической драматургии. Горский, руководивший труппой Большого те¬атра до 1922 г., ставил классику («Щелкунчик», 1919) и но¬вые спектакли («Стенька Разин» А.К. Глазунова, 1918; «Веч¬но живые цветы» на музыку Б.Ф. Асафьева, 1922, и др.). Образы революционного народа получили художественно убедительное воплощение в балетах «Красный мак» («Крас¬ный цветок») Глиэра (1927, вторая редакция 1949), «Пламя Парижа» Асафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым реформатором явился Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) - глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию. Среди ком¬позиторов, успешно работающих в балетном жанре, - А.И. Хачатурян («Спартак», 1954), А.П. Петров («Сотворе¬ние мира», 1971), Р. Щедрин («Анна Каренина», 1972).
На рубеже 20-30-х годов в театр пришли выпускники советской балетной школы: М.Т. Семенова, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, О.В. Лепешинская.
Кино попало под пристальное внимание Ленина, оце¬нившего огромное эмоциональное воздействие этого поис¬тине массового вида искусства. Очевидно, поэтому после Октябрьской революции 1917 г. стали выпускаться игровые агит¬фильмы: «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне» (режиссер Н. Ф. Преоб¬раженский, по басне Д. Бедного). «Уплотнение» (режиссер А.П. Пантелеев), «Восста¬ние» (режиссер А.Е. Разумный).
Теоретическое наследие и исследовательские работы вы¬дающихся мастеров советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича и сейчас составляют фун¬даментальную базу для развития киноведческой науки.

Литература.

Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа. Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и откровения. В атмосфере раскре¬пощения и свободы поиска, царившей все 20-е годы, рождались новые таланты, направления, журналы, тео¬рии. Первое время официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеоло¬гии, нежели приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И. Ленин впервые проявил принудительные методы по отношению к нелояльным фило¬софам, ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей; составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого разного идеологического толка, на университет¬ских кафедрах можно было встретить оголтелого мар¬ксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке - спо¬рящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся говорить о том, какой идейной позиции он придерживается.
Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыс¬лящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стало деятельность трех великих поэтов - В. Мая¬ковского, А. Блока и С. Есенина.
В.В. Маяковский (1893-1930), один из выдающихся представителей авангардного искусства¬ 1910-1920-к гг., родился в дворянской семье. В юности обучался живописи, ваянию и зодчеству. Его бун¬тарская натура проявилась задолго до Октябрьской революции, пламенным певцом которой он стал. В моло¬дости Маяковский постоянно что-то совершал: то аги¬тировал московских рабочих, то организовывал круж¬ки футуристов, то громил противников на диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводивших¬ся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». В 1918 году он организует группу «Комфут» (комму¬нистический футуризм), в 1923 году создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).
Другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895-¬1925), родился в крестьянской семье. Ему, как и Мая¬ковскому, была свойственна противоречивость характера: за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями скрывалась нату¬ра глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси с ее «хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми монастырскими стенами и ма¬ковками церквей, занимает в его поэзии центральное место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось понять «коммуной вздыбленную Русь», коллективизацию, индустриальный подъем и культурную революцию. Все его мироощущение было трагическим. Предполагают, что в возрасте 30 лет в состоянии депрессии Есенин покончил жизнь самоубийством.
Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода - А.А. Блок, В.В. Мая¬ковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Тол¬стой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Пау¬стовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранив, А.И. Сол¬женицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Ро¬ждественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А. Ана¬ньев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. - не найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмигра¬ции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзо¬повым языком, других, желающих во всем быть ис¬кренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или, до¬вольно часто, до алкоголизма. Последнее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности.

Живопись.

В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период первой мировой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасающая разруха Граждан¬ской войны не остудили творческий жар русской ин¬теллигенции.
После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение «Бубновый валет» (Кон¬чаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок Супремус» (Малевич, Розанова, Клюв, Попова). В Мо¬скве и Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила жи¬вописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Открывается художественные вузы, в Москве создаются Институт художественной литературы (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866-1944).
Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него начинается эра су¬прематизма (от лат. supremus - высший, последний), или искусства геометрической абстракции. Выходец из многодетной польской семьи, он в 1905 году при¬езжает в Москву обучаться живописи и ваянию. С 1912 года, под влиянием знакомства с поэтами А.Е. Крученых и В. Хлебниковым, в творчестве Мале¬вича начинается период футуризма, получивший на¬звание «кубофутуризм», в котором геометрические формы пронизаны динамизмом, характерным для фу¬туристов. В 1915 году возникли первые полотна, соз¬данные в новом стиле супрематизма, в нем сохрани¬лось «кубофутуристическое» единство динамики и статики: однотоновые геометрические фигуры были погружены в некую «белую бездну», призванную сим¬волизировать превосходство чистой формы над теку¬чей предметностью.
В 1915 году Малевич выставил в Петрограде 39 «беспредметных» произведений и среди них – «Чёрный квадрат». Освободившись от порабощения сюжетом и предметами, живописцы устремились к открытию внут¬ренних законов искусства. Новому стилю были свойст¬венны геометрические абстракции из простейших фи¬гур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). После революций Малевич являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей в Москве, возглавлял Го¬сударственный институт художественной культуры (Гинхук) в Петербурге, после разгрома которого в 1926 году он преподавал в Киевском художественном ин¬ституте. Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885-1953), считающийся осново¬положником конструктивизма, течения, которое до 1921 году официально признавалось властями в каче¬стве ведущего направления революционного искус¬ства. Он прожил интересную, насыщенную жизнь. В конце 1900-х - начале 1910-х годов художник сбли¬зился с отечественными авангардистами, прежде все¬го с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, достаточно быстро выдвинулся на одно из пер¬вых мест. После Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 году был председателем «молодой фрак¬ции» в профессиональном союзе художников-живо¬писцев, с 1918 года - председателем Московской художественной коллегии Наркомпроса, инициатором создания музеев нового типа («музеев художествен¬ной культуры»), председателем Объединения левых те¬чений в искусстве (1921-1925), руководил Отделом материальной культуры Гинхука (1923-1925) в Петро¬граде.
Сущность конструктивизма составляла идея прак¬тичного, утилитарного использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились одним из самых грандиозных сооружений начала ХХ века - памятником III Коммунистическому Ин¬тернационалу (1919-1920). Спиральная башня, высо¬той 400 м, включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая долж¬на была распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня Татлина», превосхо¬дившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Кон¬струкция из металлических балок и четырех вращаю¬щихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодатель¬ные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Применение технологически новых материалов и аб¬страктные формы, полностью лишенные какого-либо привкуса традиций, наглядно отражали дух револю¬ции. Сам Татлин почитал свое творение высшей точ¬кой синтеза разных искусств.
Другой выдающейся фигурой конструктивизма являлся Эль Лисицкий (псевдоним Л.М. Лисицкого) (1890-1941), известный как талантливый российский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик, один из создателей нового вида искусства - дизайна.
Одной из ключевых фигур в искусстве ХХ ве¬ка являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов (1881-1941) создатель самостоятельного направ¬ления русского авангарда - так называемого анали¬тического искусства.
В первые годы советской власти живопись раско¬лолась на два враждебных лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен талантливой плёядой авангардистов, стремившихся внести но¬вое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически анга¬жированных художников, стоявших на твердых прин¬ципах социалистического реализма.
В 30-е годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов, прежде все¬го Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая новые проспекты, строители разрушили мно¬жество древних храмов и монастырей. В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничто¬жен главный памятник России - храм Христа Спаси¬теля, возведенный на народные деньги и посвящен¬ный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание украшали выдаю¬щиеся русские художники и скульпторы XIX века: П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Тол¬стой, В.В. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.

Powered by Drupal - Design by artinet