АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛ ПРАВА. СУЩНОСТ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ

Административное право — это отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Административное право — это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального развития.
Административное право — отрасль российского права имеющее свой предмет, метод, систему и источники административного права.
Административное право оказывает влияние на общественные отношения в сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. Т.е. предметом АП являются общественные отношения в сфере государственного управления, которые складываются: между субъектами исполнительной власти, между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, между субъектами исполнительной власти и гражданами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, социально-культурными объединениями.
С учетом федеративного устройства России это могут быть — отношения между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации (республик, краев, областей), между органами исполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д. как и любая другая отрасль права АП использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.
Источники АП многообразны. К ним относятся, прежде всего:
1. Конституция РФ от 1993г, определяющая основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничение предметов ведения.
2. Административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы РФ (принимаемые Федеральным), постановления, принимаемые его палатами (Государственной Думой и Советом Федерации).
3. Нормативные указы президента РФ и положения.
4. Нормативные постановления Правительства РФ.
5. Нормативные акты государственных комитетов и министерств РФ — в отраслевом и межотраслевом масштабе.
6. Конституции республик, их законодательства, президентские и правительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и ведомств — на республиканском уровне.
7. Законодательные акты, уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований нормативные правовые акты — на уровне субъектов РФ.
8. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления — на местном уровне.
9. Административно-правовые нормы в межгосударственных соглашениях.
10. Нормативные акты руководителей корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений — они действуют только на уровне этих субъектов АП.
11. Постановления Конституционного Суда и Верховного суда РФ (разъяснения по вопросам толкования права) одни авторы относят к источникам правы, другие считают, что суды призваны применять право, а не творить его.
Многообразие источников АП ставит вопрос его систематизации кодификации. АП относится к числу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время создан Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального АП. Многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права — в Земельном, Таможенном Кодексах РФ.

Powered by Drupal - Design by artinet