1. Сущность рыночной, социально-рыночной и смешанной экономики (часть 2)

Чрезвычайно важное значение в числе этих мер имеет процесс демократизации планирования, подчинение его общественным интересам, а также демократизации управления на макро- и микроуровнях. С помощью плана формируется модель социально-экономического развития страны, осуществляется макроэкономическое регулирование народного хозяйства, а с помощью рыночных рычагов саморегулирования экономики — регулирование и коррегирование пропорций между спросом и предложением только на отдельные товары и услуги. Демократизация процесса планирования позволяет осуществлять демократические преобразования в государственном секторе и реформировать частный сектор, направлять развитие гигантских монополий в русло общенациональных интересов, а в перспективе — постепенно, без тотального огосударствления трансформировать смешанную экономику в общество, которое основывается на плюрализме форм собственности и регулирующих механизмов.
С введением демократического планирования в инвестиционной деятельности должны произойти коренные изменения в структуре производства и распределении доходов. Решающую роль в инвестиционном процессе должны играть государственные капиталовложения, и, прежде всего, инвестиции в социальную сферу, научные исследования и разработки, связанные с новой техникой. Это, по мнению сторонников радикально-реформистской модели смешанной экономики, станет средством комплексного решения проблем инфляции и безработицы. Важное место в демократическом планировании отведено механизму заключения контрактов между государством и частными компаниями, с помощью которого осуществляется согласование макроэкономического регулирования с микроэкономическим, а также устанавливается необходимый общественный контроль за крупными компаниями (за формированием затрат производства и цен, системой отчетности и т. д.). Кроме того, контрактная система считается эффективным средством совершенствования экономических отношений в пределах государственного сектора экономики, повышения эффективности функционирования государственных предприятий, усиления их финансово-оперативной самостоятельности, конкурентоспособности. Так, в случае выполнения заданий государственных органов, которые не приносят экономической выгоды, государственные предприятия должны получать соответствующую компенсацию. К этому методу, в .частности, намерена прибегнуть лейбористская партия Великобритании, социалистическая партия Франции.
В модели смешанной экономики важная роль отводится эффективному функционированию мелких и средних предприятий.
Несмотря на значительные успехи развитых стран мира, в экономических системах которых воплощены отдельные варианты и формы модели смешанной экономики, эти системы далеко не совершенны, так как допускают значительную растрату человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Десятки миллионов людей в развитых странах мира живут в нищете, на грани физического выживания. Это диктует необходимость поиска собственной, более совершенной модели социально-экономического развития. Такой моделью, как представляется, может стать модель народной экономики.
Народная экономика. Народная экономика представляет собой экономическую систему, ориентированную на потребности и интересы людей труда, которая основывается на доминировании трудовой коллективной собственности, принципах самоуправления и всесторонней социальной защиты трудящихся с использованием других форм собственности, включая частную, и национального (наднационального) экономического планирования. Такое планирование предполагает использование планов императивного характера для государственного сектора и индикативного — для негосударственного, разработку целевых комплексных программ по приоритетным направлениям развития народного хозяйства, а также преобладание экономических методов регулирования и территориального комплексного управления вместо отраслевого. К основным средствам реализации национального демократического экономического планирования относятся научно обоснованная промышленная, структурная, инновационная, налоговая, финансово-кредитная, региональная, амортизационная и другие формы политики. В целом, такое планирование предусматривает рациональное сочетание государственного регулирования с рыночными рычагами саморегулирования при доминировании первого.
Приоритет трудовой коллективной собственности в народной экономике обусловлен коллективным характером труда, объективной потребностью производительных сил в преодолении отчуждения наемных работников от средств производства, а также преобладанием коллективных ценностей в современном обществе. Подтверждением этого являются два основных вывода, сделанных на международной конференции ООН по вопросам окружающей среды и будущего развития цивилизации, проходившей в июне 1992 г.: 1) о невозможности спасения человечества в рамках рыночной системы, движущая сила которой — частная собственность; 2) о необходимости выработки человечеством новой модели социально-экономического развития, которая опиралась бы на рычаги централизованного регулирования на уровне отдельного государства и мирового содружества в целом.
Как показывает практика, в современных условиях трудовая коллективная собственность — наиболее эффективная форма собственности. Так, в США переход ряда предприятий к данной форме собственности автоматически обусловил рост производительности труда в сравнении со средними показателями в соответствующих отраслях на 10-15 %, прибыли — на 50 %. По оценкам специалистов, к 2000 г. в США до 25 % работников могут стать владельцами тех предприятий, на которых они работают. В Италии в кооперативах производительность труда на треть выше, а текучесть кадров — в 2,5 раза ниже, чем в частных фирмах. При этом там вдвое меньше прогулов, практически не бывает забастовок, значительно меньше численность управленческого персонала. Эти данные подтверждают неоспоримую истину: на себя человек всегда работает лучше, чем на эксплуататора (в лице государства, или предпринимателя). Показательны в данном отношении результаты опроса, проведенного в США среди работников предприятий различных форм собственности. 66 % работников от общего числа опрошенных изъявили желание работать на фирмах, которые контролируются самими трудящимися, и только 20 % — в частных компаниях, 80 % взрослых американцев считают, что рабочие-собственники с большим вниманием относятся к финансовому положению своих предприятий, к качеству товаров и услуг, которые ими производятся и предоставляются. Учитывая все эти факторы, и республиканцы, и демократы поддерживают общенациональное законодательство, которое стимулирует собственность работников.
Преимущество народных предприятий по сравнению с другими типами предприятий состоит в том, что активной движущей силой их развития становятся интересы всех работников. На частных предприятиях такой силой является только интерес частного владельца, а интересы других работников частично привлекаются через механизм экономического принуждения к труду, создание предпринимателем системы материальных и моральных стимулов к труду, а также административных рычагов. Однако даже в условиях действия наиболее совершенных стимулов к труду работник более изобретательно и интенсивно будет трудиться на себя, а не на другого собственника, а значит, на своем поле, заводе, фабрике.
Народная экономика предусматривает создание стабильной и высокоэффективной системы стимулов к труду на уровне как отдельного работника, так и предприятия или организации в целом» где рационально сочетались бы индивидуальные, коллективные и общественные интересы. Такими стимулами на уровне отдельного работника выступают: а) превращение его в личного собственника; б) постепенное создание условий труда и его оплаты, аналогичных тем, которые существуют в наиболее развитых странах Запада; в) формирование работника как совладельца народного предприятия через владение им долей акций и присвоение определенной суммы дивидендов; г) внедрение прогрессивных форм организации труда и заработной платы в зависимости от конечных результатов.
Стабильные и динамичные стимулы к труду на уровне отдельного предприятия обеспечиваются наличием у трудового коллектива собственности на средства производства на данном предприятии; на большую часть созданного им продукта, экономической власти, реализуемой в форме принятия решений об уровне инвестиций, согласования с органами государственной власти цен на изготовленную продукцию, выборов руководства предприятий, участия в управлении коллективной собственностью; широких и обоснованных программ социальной защиты работников предприятия, подготовки кадров и т.п. Свою роль играет также создание на коллективных предприятиях особой системы стимулов к труду у менеджеров. Оптимальное сочетание личных и коллективных интересов формирует новую производительную силу, рождает качественно новые стимулы к высококвалифицированной работе.
Движущими силами развития общественных интересов должны стать создание эффективных стимулов к труду у работников государственного сектора путем использования названных методов; предоставление наиболее способным менеджерам государственных предприятий права быть их совладельцами; создание конкурентной среды между другими формами собственности и предпринимательской деятельности; внедрение акционерных отношений; наличие краткосрочных и долгосрочных планов развития государственного сектора и права парламентского контроля за их осуществлением.

Powered by Drupal - Design by artinet