2. Причины возникновения рыночно-регулируемой системы и основные функции государства (часть 2)

Огосударствление процесса воспроизводства рабочей силы происходит в разнообразных формах. К ним, в частности, относится рост численности работников государственного сектора; организация общественных работ и создание соответствующих государственных учреждений; увеличение расходов государства на помощь безработным, на пенсии по возрасту, ответственность правительства за решение этой проблемы; установление минимальной заработной платы, введение шкалы заработной платы в зависимости от квалификации работников регулирования продолжительности рабочего дня, расходов на оплату сверхурочных работ, условий труда, принятие закона о праве работников на организацию и др.
Формами огосударствления рабочей силы являются развитие государством образования, здравоохранения, подготовка и переквалификация работников, меры по охране окружающей среды. Без выполнения им этих функций процесс воспроизводства современной рабочей силы нормального качества был бы невозможен, поскольку за счет заработной платы работников и служащих он осуществляется лишь частично. Таким образом, государство обеспечивает качественно новые формы развития главной производительной силы, благодаря чему осуществляется эволюция экономической системы.
Огосударствление процесса воспроизводства средств производства происходит путем строительства государственных предприятий; создания совместных с частным капиталом корпораций; финансирования передовых наукоемких отраслей, которые обеспечивают развертывание НТР; установления ускоренных форм амортизации; реализации благоприятной налоговой, финансово-кредитной политики и т. д.
Огосударствление процесса воспроизводства науки осуществляется в форме финансирования государством научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовки научных кадров, строительства и содержания научных лабораторий, научно-исследовательских центров, формирования государственной интеллектуальной собственности (в виде патентов, лицензий и т. д.).
Специфические формы присущи огосударствлению процессов воспроизводства других элементов системы производительных сил и производственных отношений, в частности, отношений экономической собственности. Его обобщающим результатом является формирование и развитие государственной собственности, качественно новой, более прогрессивной общественной формы развития производительных сил, которая дает широкий простор развитию производительных сил, умножая экономическое могущество государства. По оценке Дж. Гэлбрейта, доля государства в экономике США в начале XX в. составляла 8 %, а в 60-х гг. — около 30 %. Если учитывать не только долю государственной собственности, но и влияние государства на развитие экономической системы, то можно сделать вывод о доминирующей роли современного государства в экономике развитых стран Запада.
Одним из обобщающих показателей превращения государства в доминирующий фактор экономического развития является рост доли государственной собственности в создаваемом в обществе национальном доходе.
Динамизм развития государственной собственности после перерастания производительными силами границ корпоративной собственности обусловлен прежде всего развертыванием НТР. Развитие государственной формы собственности, а вместе с ней — и экономических функций государства, происходит в соответствии с законами диалектики, прежде всего, законом отрицания отрицания. Это означает, что, несмотря на превращение государственной собственности в доминирующую общественную форму развития производительных сил, она не абсолютно, а диалектически отрицает предыдущие, менее развитые формы собственности, с сохранением их положительных сторон.
Такой характер отрицания становится возможным только в условиях развитой экономической системы капиталистического способа производства и обусловлен тем, что в пределах данной системы осуществлялось постепенное, преимущественно эволюционное, одновременное развитие многих форм собственности, которые в конкурентной борьбе отстаивали свое право на существование. Эта система не знала тотальных волюнтаристских экспериментов над существующими формами собственности. Исключение составляла эпоха первоначального накопления капитала (в частности, при массовом изгнании мелких крестьян с их земли). Реальный плюрализм форм собственности находил свое отражение в плюрализме различных направлений и школ экономической теории. При этом практические рекомендации одной школы подвергались тщательной экспертизе ученых, которые представляли другое направление или школу. Поэтому экономическая политика правительств развитых стран опиралась, как правило, на действие объективных экономических законов, хотя, нередко, и не полностью осмысленных. В этих странах вследствие продолжительной эволюции политической системы, устоявшихся демократических традиций не было и не могло быть культа личности. Но определенное влияние на усиление или ослабление тенденции к огосударствлению экономики, на развитие государственной собственности оказывала в некоторых из них смена правящих партий. Например, в Великобритании консервативная партия традиционно проводила политику ограничения государственной собственности, лейбористская — ее расширения. Но при довольно регулярной смене правящих партий и в том, и в другом случае происходило развитие государственной собственности.

Powered by Drupal - Design by artinet