Одним из основополагающих принципов Конституции Республики Казахстан

Одним из основополагающих принципов Конституции Республики Казахстан является принцип народного суверенитета, заключающийся в том, что единственным источником государственной власти в Казахстане является его народ (п. 1 ст.3 Конституции). Из этого конституционного положения вытекает, что государственная власть в стране исходит от народа, принадлежит ему и может осуществляться им непосредственно (через республиканский референдум и свободные выборы) или делегироваться народом государственным органам (п. 2 ст. 3 Конституции). Принцип народного суверенитета (или полновластие народа), закрепленный в Основном Законе Республики Казахстан относится к универсальным принципам, имеющим общечеловеческую ценность и присущим большинству современных демократических конституций. В этой связи важно отметить, что принцип народного суверенитета закреплен не только республиканскими, но и большинством действующих монархических конституций (Бельгии, Испании, Японии и др.).
Принцип народного суверенитета воплощен в общественно-политических и государственно-политических институтах Республики Казахстан и находит наиболее отчетливое проявление в системе властеотношений. В этой связи понятие народного суверенитета включает в себя огромное многообразие общественно-политических отношений и конкретных форм, в которые облекают свою деятельность различные звенья политической системы казахстанского общества. Лишь взятые вместе, в системе они в полном объеме охватывают отношения, которые, собственно, и составляют сущность и содержание полновластия народа Казахстана. Сердцевину же всех политических отношений в стране составляют, как известно, отношения государственной власти, так как именно в них наиболее последовательно и концентрированно выражаются социально-политические цели и интересы всех составных частей казахстанского народа.
Высшим непосредственным выражением власти народа согласно Конституции Республики Казахстан являются республиканский референдум и свободные выборы (п. 2 ст. 3 Конституции). Это находит свое выражение в том, что граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в республиканском референдуме; в закреплении демократического порядка формирования представительных органов и демократической процедуры их деятельности; в сочетании представительной и непосредственной демократии; повышении роли политических партий и общественных объединений в политической системе общества и др.
Народный суверенитет, наиболее полно выражающий демократизм конституционного строя Республики Казахстан, проявляет себя не только через государственную власть, но и различные формы местного самоуправления (ст.89 Конституции). Однако именно государственная власть является главным выразителем суверенитета народа Казахстана. Именно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти - это ключевые, в известной мере определяющие все другие отношения и связи, которые возникают в процессе осуществления народовластия. С другой стороны, государственная власть является не только основным каналом реализации народного суверенитета, но и его важнейшей гарантией так как именно власть в лице государства и его органов учреждает либо не учреждает условия для осуществления народовластия.
В связи с проблемами суверенитета народа важное значение для теории конституционализма имеют вопросы определения сущности понятия "национальный суверенитет". Как известно, в конституционно-правовой литературе существует позиция, согласно которой понятие "национальный суверенитет" отождествляется с суверенитетом (полновластием) народа. В этой связи необходимо обратить внимание на вопросы существенной неопределенности такой позиции. Дело не только в том, что юридическое значение понятия "национальный суверенитет" достаточно неопределенно, но и в том, что Республика Казахстан как многонациональное государство не может закреплять право той или иной нации (даже основной - казахской) на государственный суверенитет, принадлежащий только ей. Тем более мировая конституционно-правовая практика убедительно показала, что в современном многонациональном обществе государство не может позволить себе провозгласить суверенитет той или иной нации без риска вызвать национальную рознь и сепаратистские устремления.
В этой связи важно отметить, что Конституция Республики Казахстан 1995 года дает достаточные основания для разрешения противоречий понятий "народный суверенитет" и "национальный суверенитет". В пункте 1 ст. 3 Конституции четко закреплено, что: "Единственным источником государственной власти является народ". Преамбула казахстанского Основного Закона также начинается словами: "Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой..." Таким образом, из основных положений Конституции Республики Казахстан вытекает, что народ Казахстана является единственным, единым и неделимым субъектом государственной власти в стране. Конечно, любая нация, проживающая в Республике, может свободно реализовывать свои национальные интересы, но в рамках вышестоящих конституционных предписаний, согласно которым суверенитет принадлежит не отдельным нациям или группам населения, а народу Казахстана в целом. Следовательно, ни одна нация в Казахстане не вправе претендовать на создание своей государственности, так как любые ее действия в этом случае будут входить в противоречие с Конституцией Республики.
Вместе с тем справедливости ради необходимо отметить, что в современном конституционном праве демократических стран понятия "нация" и "народ" фактически отождествляются. Сравнительно-правовой анализ конституций европейских государств показывает, что в этих основополагающих актах трактовка понятие "народный суверенитет" как правило, сливается с понятием "национальный суверенитет". Это объясняется, в частности, и тем, что в основных западных языках (английском, немецком и французском) термин нация не имеет этнического, национального смысла и обозначает такие понятия, как "народ", "государство".
Важно отметить, что именно из суверенитета народа исходит суверенитет государства. Только народ Республики Казахстан является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление которого и порождает государственную власть. В этой связи государство как официальный представитель казахстанского народа обязано выражать его волю, обеспечивать права и свободы человека и гражданина в Республике.
Вместе с тем как важнейшее свойство государственной власти, суверенитет является качественным признаком самого государства. Государственный суверенитет - неотъемлемое, имманентное свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. В этой связи под суверенитетом государства принято понимать верховенство и независимость государственной власти внутри территории соответствующего государства и по отношению к другим государствам. Верховенство государственного суверенитета - это, прежде всего неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции и законодательства Республики Казахстан. Верховенство власти государства выражается и в том, что на территории Республики Казахстан нет и не может быть другой конкурирующей власти, которая также могла бы издавать законы и регулировать права и свободы граждан. Независимость государственной власти означает, что никакие политические и иные силы внутри и вне Республики Казахстан не могут вмешиваться в исключительное право легитимных органов государственной власти действовать в пределах своих конституционно-правовых полномочий.
В этой связи важно отметить, что исключительная важность закрепления в Конституции Республики Казахстан принципа народного суверенитета состоит в том, чтобы не допустить возможности манипулирования государственной волей народа со стороны отдельных государственных органов и политических деятелей в целях установления антидемократического режима. Учитывая негативный опыт советской тоталитарной системы и чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления суверенитета народа, Конституция Республики закрепляет: "Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону..." (п.3 ст.3 Конституции). Таким образом, принимая свой Основной Закон, народ Казахстана четко заявил о своем неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы.
Как известно, Казахстан, находясь в составе РСФСР, а затем Союза ССР, фактически не обладал государственным суверенитетом и соответственно не мог выступать реальным субъектом международного права. Реальное, фактическое осуществление Республикой своего государственного суверенитета берет свое начало с Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой Верховным Советом Республики 25 октября 1990 года. Историческое значение Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР состоит прежде всего в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету Республики, напомнила о собственной государственности Казахстана, имеющего многовековую историю, культуру и сложившиеся государственною - правовые традиции, подчеркнула принцип целостности территории Казахстана и объявила систему разделения властей важнейшим принципом функционирования Республики как демократического и правового государства.
В Конституции Республики Казахстан 1995 года отражены новые подходы к вопросам закрепления суверенитета государства. В первую очередь, положение о государственном суверенитете закреплено в п. 2 ст. 2 Основного Закона, согласно которому: "Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории". Суверенитет Республики Казахстан закреплен также в конституционных положениях о высшей юридической силе и прямом действии на всей территории Республики Конституции государства (п.2 ст.4); делегировании народом осуществления своей власти государственным органом (п.2 ст.3); государственных символах Республики - Флаге, Гербе и Гимне (ст.9), а также о том, что установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены (п.2 ст. 91 Конституции) и др.
В целом, анализируя вопросы соотношения понятий "народный суверенитет" и "государственный суверенитет" необходимо, прежде всего, исходить из предписания пункта 1 ст. 3 Конституции Казахстана о том, что: "Единственным источником государственной власти является народ". Из содержания этой основополагающей конституционной нормы вытекает положение о признании народа Казахстана носителем государственного суверенитета, определяющим источники и направленность всех ветвей государственной власти в стране. Это означает, что государственный суверенитет связан прежде всего с волей, потребностями и целями казахстанского народа. Следовательно понятие "народный суверенитет" охватывает по своему содержанию и понятие государственного суверенитета. Признание же содержания именно такого понятия суверенитета государства означает, что государственные органы Республики Казахстан обязаны не только проводить в жизнь волю ее народа, но и формировать политико-правовые механизмы, с помощью которых народ в целом, общественные объединения и граждане могли бы осуществлять эту власть в различных сферах общества и государства.
Таким образом, именно потому, что народ Республики Казахстан является суверенным, никто и никакой орган не может потребовать себе его суверенную власть. Власти у органа государства может быть лишь столько, сколько ему передал народ. Все это говорит о том, что демократическое понимание народного суверенитета как происхождение любого вида власти от народа и функционирования ее в государстве на основе делегирования народом осуществления своей власти связано прочными узами с основополагающими идеями современного конституционализма.

Powered by Drupal - Design by artinet