Глава 1. Межсекторальное взаимодействие диплом

Глава 1. Межсекторальное взаимодействие как фактор социально-экономического развития
1.1. Социальное партнерство как технология межсекторального взаимодействия
Социальное партнерство представляет собой популярный в последние годы механизм социально-экономического развития территорий. Он использовался во многих странах для выхода из кризисов и ускорения общественного развития. Возникнув, как механизм разрешения трудовых споров, социальное партнерство во все большей мере превращается в инструмент общественного участия в планировании будущего территории [Сухарев, М.В. Распределенные когнитивные модели и социальное партнерство // Петрозаводск - 300: Карелия в процессе перемен. КарНЦ РАН, Петрозаводск, 2004 г., - С. 341 - 347].
Страны с развитой рыночной экономикой имеют большой позитивный опыт использования социального партнерства. Учитывая огромный опыт, накопленный Международной организацией труда, можно уверенно считать социальное партнерство надежным и апробированным социальным механизмом, способствующим экономической стабильности и развитию.
Идеология социального партнерства имеет достаточно давнюю историю. Некоторые исследователи возводят ее к Папе Римскому, который в 1891 году призывал рабочих и капиталистов перейти от разрешения конфликтов через забастовки и локауты к переговорам, в которых учитываются проблемы обеих сторон. Позже традицию трехсторонних переговоров, в которых трудящиеся участвуют через свои профсоюзы, предприниматели - через ассоциации работодателей, а также - в качестве гарантов - власти регионального или государственного уровня, продолжила Международная организация труда, основанная в 1919 году. Эта методика трехсторонних переговоров получила название "трипартизма". На переговорах достигается комплексное соглашение, оговаривающее требования профсоюзов по уровню и темпам роста заработной платы, обязанности предпринимателей по созданию новых рабочих мест, условиям труда, модернизации производства и так далее. Достигнутое соглашение фиксируется в договоре, который подписывается всеми тремя сторонами.
Новый импульс социальное партнерство получило в результате успешного использования этой социальной технологии в Ирландии начиная с 1987 года. Вообще, Ирландии очень не везло в XX веке. В результате комплекса социальных и экономических проблем, доставшихся в наследство от колониального прошлого, из страны шла массовая эмиграция (в основном в США). Если в начале века население Ирландии было около пяти миллионов, то к 80-м годам оно сократилось до трех.
В начале 80-х положение еще более ухудшилось под ударами всемирного энергетического кризиса. Росли национальный долг, безработица, довершала картину инфляция. В этот момент группа социологов, экономистов и общественных деятелей создала Национальный социально-экономический совет, действующий по принципу изобретенных в США "фабрик мысли". Они разработали Программу национального возрождения, которая была опубликована и широко обсуждалась в стране.
В результате было подписано соглашение между Ирландским конгрессом профсоюзов, федерацией работодателей, федерацией строителей и правительством. Были заморожены социальные расходы и порождающий инфляцию "автоматический" рост заработной платы. Последовательно приняты и выполнялись программы экономического и социального развития PESP (1991 - 1993 годы), программа конкурентоспособности и занятости (1994 - 1996 годы), программа партнерства (2000 год).
В результате темпы роста экономики Ирландии оказались самыми высокими в Европе на протяжении 1988 - 2001 годов (более 7 процентов в год), превышая даже рост азиатских стран. За эти успехи Ирландия получила прозвище "кельтский тигр" по аналогии с азиатскими "тиграми". Инфляция сократилась в несколько раз, упала безработица, дефицит бюджета сменился устойчивым профицитом. Более того, впервые с начала века население начало расти, правда, в значительной степени за счет приезжих. Есть и отрицательные стороны - резко возросла стоимость жилья, но квартиры всегда дорожают именно там, где можно хорошо зарабатывать.
Социальное партнерство используют и в Финляндии, особенно большое значение ему начали придавать (имея в виду и ирландские успехи) в преддверии вступления в ЕС. Вступление в общий рынок всегда создает проблемы для местной экономики: изменяются цены, условия конкуренции. Во избежание потрясений была принята программа EMU Buffers, нацеленная на преодоление негативных эффектов от вхождения страны в ЕС. Последние годы Финляндия занимает первые строки в мировых рейтингах экономического развития.
Еще один известный пример - это организация "уполномоченного соучаствующего управления" в городе Порту-Алегри в Бразилии. Это достаточно большой город (1 300 000 жителей). Там в комплексе имелись знакомые нам проблемы - бедность, разрушающиеся здания, дороги и коммунальные сети, процветали коррупция и клиентилизм властей. Средства из городского бюджета шли фирмам, по баснословным ценам строящим и ремонтирующим совсем не то, что нужно было жителям. За это хозяева фирм поддерживали на выборах "дружественных" депутатов.
В 1989 году к власти в городе пришла партия труда. Созданная ею городская администрация разработала политику участия горожан в принятии решений о расходовании средств. Город был разделен на шестнадцать самоуправляющихся районов. Внутри кварталов действовали форумы "соседских" организаций населения, объединявших жителей нескольких соседних кварталов. Шестнадцать районных форумов два раза в год собирали представителей, избранных в "соседских" организациях, пять тематических общегородских форумов включали представителей от всех частей, в муниципальный бюджетный совет входили представители всех (районных и тематических) форумов. На первом годичном форуме администрация отчитывается о работе в предшествующем году, на втором принимаются решения о приоритетах следующего года. Кроме форумов, имеется постоянно работающий Совет бюджета соучастия, в который избираются жители города, по два человека от каждого районного форума.
Участие населения в принятии решений по городскому управлению практикуется во многих демократических странах и при всем многообразии конкретных способов реализации состоит в том, что с участием более или менее широких кругов жителей обсуждаются различные варианты развития города. Однако, как правило, оказывается, что население участвует в этих обсуждениях не очень активно. Сомнительной остается правомочность принятия решений на основе обсуждений, в которых принимала участие небольшая часть жителей. Идея администрации Порту-Алегри состояла в том, чтобы придать законную силу решениям районных собраний. Конечно, районные собрания не принимали окончательные планы развития, что требует экономических и инженерных расчетов, но они должны были принять список приоритетных задач, каждая из которых имела свой вес, а городская администрация уже обязана была планировать расходование бюджета в соответствии с этим списком.
В результате радикально изменилась модель расходования средств. Вместо дорогих престижных проектов типа создания туннелей, мостов и стадионов вложения пошли на множество проектов малого размера по развитию города и инфраструктуры на окраинах. Сейчас каждый год более 14 000 человек участвует в формировании бюджета, всего же в собраниях разного уровня принимает участие около ста тысяч человек в год.
Сначала в собраниях и управлении городским бюджетом более активно участвовали жители относительно благополучных кварталов, но через несколько лет действия этой системы, наглядно убеждаясь в том, что она работает, а не является способом получения дешевой популярности, к ней присоединились и более бедные кварталы. С точки зрения рядового жителя, мало смысла посещать какие-то собрания, на которых мнения и пожелания высказываются в совещательном ключе и нет никаких гарантий, что администрация прислушается даже к наиболее обоснованным из них. Но когда бюджет начинает реально распределяться в соответствии с решениями районных собраний и что-то идет не так, люди обращаются в мэрию, а им отвечают: "Что же вы не приходили на собрания и не голосовали? Вы сами решаете, как тратить средства, отпущенные на ваш район". И мэрия выделяет социальных работников, которые помогают организовать "соседские" собрания, устраивают встречи, предоставляют помещения.
Именно такая модель, модель "уполномоченного участвующего управления", заставляет людей реально включаться в процесс принятия решений. При этом возникает ряд дополнительных положительных эффектов, среди которых следует назвать, во-первых, чувство сопричастности населения принятым решениям. Трудно оценить, до какой степени это чувство способствует успешной реализации принятых планов. Второй важный эффект - это усиление контроля за выполнением решений, которое происходит благодаря тому, что много людей принимали участие в их разработке и заинтересованы в правильном исполнении.
В центре социального партнерства лежит процесс коммуникации между его участниками. Практика показывает, что, начинаясь с относительно редких (раз в три-пять лет) и коротких переговоров, развитие социального партнерства ведет к возникновению практически постоянно действующего общественного диалога.
Для России использование социального партнерства стало актуальным после перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от государства. В России в настоящее время уже многое сделано для того, чтобы механизмы социального партнерства начали работать. Раздел II Трудового кодекса Российской Федерации посвящен социальному партнерству в сфере труда. Во многих субъектах федерации вслед за федеральным приняты региональные Законы о социальном партнерстве.
Таким образом, в регионах РФ законодательная база для применения механизмов социального партнерства уже имеется. Но для того, чтобы социальное партнерство вошло в реальную жизнь, требуется встречная инициатива «снизу», связанная с большой работой по организации сотрудничества и переговорного процесса на региональном и на муниципальном уровне.
Социальное партнерство - это добровольное и равноправное взаимодействие между работниками (трудовыми коллективами и профессиональными союзами), работодателями а также государством, как на федеральном, так и местном уровне в целях защиты прав и интересов работников, работодателей и общества в социально-трудовой сфере. Один из важнейших аспектов социального партнерства - это заложенный в нем механизм коллективного принятия решений. Социальное партнерство может решать следующие задачи:
* определение границ регулирования занятости и подготовки рабочей силы;
* расширение гибкости в использовании рабочей силы, как по формам занятости, так и по режимам труда;
* совершенствование профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения;
* повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие непрерывной системы подготовки кадров;
* сокращение числа безработных за счет сохранения и создания новых рабочих мест,
* организации опережающего переобучения и подготовки персонала, социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства;
* развертывание общественных работ для трудоустройства безработных
* включение особых условий занятости для инвестиционных проектов;
* создание особых условий для развитие малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, ремесел, самозанятости и надомного труда [Щедровицкий Г.П. Избранные труды -- М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -- 800 с.].
Существует целый спектр возможностей при реализации социальных партнерств с точки зрения их целей и степени формализации:
* нерегулярные переговоры, неформальное партнерство между отдельными субъектами локального сообщества; достигнутые соглашения документально не оформляются
* относительно регулярный переговорный процесс между большей частью субъектов локального сообщества; спорадические соглашения, документально оформленные договоры
* регламентированный, регулярный переговорный процесс, в котором достигается консенсус (система рабочих встреч представителей власти, бизнеса и общества), система протоколов, договоров и соглашений
* создание постоянных рабочих органов партнерства - комиссий, советов и т.п., оформленных соответствующими юридически обязывающими документами
* создание организаций, ассоциаций, призванных организовывать социальное партнерство, планировать развитие локального сообщества, проводить в жизнь достигнутые соглашения.

Powered by Drupal - Design by artinet