Финансовая деятельность государства

1. Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РК, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.
Основная цель - выполнение программ финансового развития.
Функции финансовой деятельности:
1. Образование государственных муниципальных денежных форм.
2. Распределение государственных ресурсов.
3. Использование государственных ресурсов.
4. Государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов.
5. Эмиссия денежных средств (знаков).
Аспекты финансовой деятельности:
- Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах.
- Организационно-технический - деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег
- Правовой аспект - ФД осуществляется особым методом.
Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субьекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы:
1) методы собирания денежных средств
2) методы распределения и использования.
К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие важнейшие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).
Финансовая деятельность государства осуществляется через органы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделенными полномочиями. Практически все органы государства и органы местного самоуправления занимаются финансовой деятельностью. Под формой финансовой деятельности государства понимают структуру, порядок образования и организации высших органов власти, установленных в государстве.

Финансовая деятельность обладает своими собственными принципами:
1. Принципы финансовой, налоговой, политики, экономического пространства, защита всех форм собственности.
2. Принципы соблюдения финансовой дисциплины и правил.
3. Принципы целенаправленности в распределение и использование финансов.
4. Принцип полноты, реальности и гласности финансовой деятельности.
5. Принцип финансовой самостоятельности РК, СРК и МО.
6. Принцип планированности финансовой деятельности.
Формы финансовой деятельности:
1. Правовая - Финансовые правовые акты (ФПА) - смешанные, нормативные. ФПА -
финансовый план который принят в форме акта (бюджет).
2. Не правовая - организационные отношения не принимающие правовые формы
имеющий локальный характер (перевод денежных средств).
Средства финансовой деятельности:
• Правовые нормы;
• Бухгалтерские нормы;
• Коммуникационно-технические нормы;
• Операционные нормы.
зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый, контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).
Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль: а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) аппарата Президента РК; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж)аудиторский.
2. Бюджет - роспись доходов / расходов на определенный период.
Аспекты бюджета:
1. Материальная форма образования и расходования средств для обеспечения функций органов государственных ведомств.
Бюджет является основным фондом ресурсов государства — централизованным фондом. Данная централизация необходима для реализации общих нужд, расходования денежных средств на разные нужды.
2. Экономический бюджет представляет собой множество финансово-экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании денежных средств.
3. Правовой аспект бюджета - правовая категория, которая проявляется в его официальном проявлении.
Бюджет становится бюджетом после его утверждения. Бюджет - это основной финансово - плановый акт по образованию, распределению и использованию средств на общие нужды, фондов денежных средств, необходимых для реализации задач соответствующей территории.
Бюджет - это форма образования расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций денежных средств.
Значение бюджета:
1. Экономическое.
2. Политическое - стабильность финансовой, политической жизни государства.
Задачи бюджета:
1. Создать накопления для решения общих (основных) задач и целей.
2. Справедливого распределения денежных средств между отдельными направлениями и самим бюджетом.
3. Эффективное использование денег под строгим контролем представительных органов.
4. Обеспечение ресурсами всей публичной власти.
5. Создания резерва для покрытия непредвиденных расходов.
Бюджетное право - основной раздел финансового права, регулирующий построение бюджетной системы РК и осуществление бюджетного процесса
Субъекты бюджетного права:
1. Права (ими обладают общественно территориальные образования РК).
2. Полномочия.
3. Компетенция (обладают соответствующие органы – государственная дума, организационно структурные органы подразделения власти).
Бюджетная система зависит от устройства государства. В федеративных государствах (Россия) – система трехуровневая:
- 1ый уровень федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;
- 2-ой уровень - бюджет субъектов РК и бюджет территориальных государственных внебюджетных формах;
- З-ий уровень - местный бюджет.
Бюджетное устройство являет собой бюджетную систему взаимосвязи отдельных элементов.
3. Налоговая система - это совокупность следующих установленных в государстве существенных условий налогообложения: принципы налогообложения; порядок установления и введения налогов; система налогов; порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; способы защиты прав и интересов налоговых отношений. Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов - элемент налоговой системы.
В Российской Федерации установлена следующая система налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РК (далее - региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных Государствах.
Система источников налогового права
Акты, принимаемые органами представительной и исполнительной власти в рамках предоставленных им полномочий, содержащие нормы налогового права, являются источниками налогового права. Они весьма многочисленны, разнообразны по правовой форме, но взаимосвязаны и составляют определенную систему. Источники налогового права классифицируются по тем же основаниям, что и источники финансового права.
Источники налогового права делят на: внутригосударственные (законодательство, поднадзорные нормативные акты, судебная практика, правовой обычай) и международные (международные договоры, решения международных судов).
Ведущее место среди них занимает Конституция РК, закрепляющая исходные положения налогового права России. Так, например, Конституционный Суд РК постановил, что в соответствии с Конституцией РК установить налог или сбор можно только законом. Заметное место среди источников налогового права отводится конституциям и уставам субъектов РК, уставам муниципальных образований, определяющим основные начала их налоговой деятельности.
Основными источниками налогового права являются акты, основное содержание которых составляют налоговые нормы. Это в первую очередь Налоговый кодекс, который является основой налогового законодательства РК. Соответствие Налоговому кодексу РК - обязательное требование к законодательству субъектов РК, нормативным правовым актам органов местного самоуправления. Так, например, НК РК определяет, что ряд налоговых отношений может быть урегулирован исключительно Налоговым кодексом РК.
Также федеральные законы, законы РК (Закон РК «О таможенном тарифе»), указы Президента РК, постановления Правительства РК, инструкции Министерства РК по налогам и сборам и Минфина России, инструкции Государственного таможенного комитета (ГТК) РК по применению законов РК о конкретных налогах, а также по регулированию порядка реализации отдельных прав налоговых и других уполномоченных органов по взиманию налогов и международные договоры - устанавливающие общие принципы налогообложения, такие, как Европейская социальная хартия (1961 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)
4. Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта. Несмотря на то что целью инвестиционной деятельности является получение прибыли, ее не следует отождествлять с предпринимательской деятельностью. Инвестиционная деятельность может быть: прямой - средства непосредственно вкладываются в производство товаров (работ, услуг); ссудной - предоставляется заем, кредит; портфельной - инвестор вкладывает средства в ценные бумаги. Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Объекты инвестиционной деятельности - вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и обо- ротные средства во всех отраслях и сферах, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы - физические или юридические лица, осуществляющие вложение собственных или привлеченных средств в объекты инвестирования; заказчики - уполномоченные на то инвесторами лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть сами инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РК; подрядчики - лица, которые выполняют работы по договорам подряда, заключаемым с заказчиками; пользователи - сами инвесторы или иные лица, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности. Например, при инвестировании муниципальным образованием средств на строительство библиотеки в качестве пользователей будут выступать жители данного муниципального образования.

Powered by Drupal - Design by artinet