ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Население страны ждет решения социальных проблем общества, как от власти, так и бизнеса. Однако действующая система отношений власти, бизнеса и общества не всегда оправдывают эти ожидания. Функция властных структур, заключающаяся в национальных преобразованиях сферы бизнеса, используется не достаточно эффективно и не обеспечивает формирование благоприятной организационной и экономической среды, определяющей правила функционирования бизнеса, хотя такие условия способствуют обеспечению достойной жизни народа и завоеванию Россией своего места среди сильных мировых держав.
Страны с развитой рыночной экономикой имеют большой позитивный опыт использования социального партнерства, берущий свое начало в 1891 году. В дипломном исследовании представлен анализ развития социального партнерства в Ирландии, Финляндии, Бразилии.
Для России использование социального партнерства стало актуальным после перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от государства. В России в настоящее время уже многое сделано для того, чтобы механизмы социального партнерства начали работать. Раздел II Трудового кодекса Российской Федерации посвящен социальному партнерству в сфере труда. Во многих субъектах РФ вслед за федеральным приняты региональные Законы о социальном партнерстве.
Таким образом, социальное партнерство рассматривается как эффективная технология взаимодействия власти, бизнеса и общества.
Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития.
Анализ функций бизнеса и власти, проведенный в работе, позволяет сделать вывод о их неэффективности при отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между бизнесом и властью.
Функции бизнеса, как правило, являются более локальными и реализуются на уровне внутрикорпоративном и территории пребывания, а функции власти – более глобальными и реализуются на государственном, национальном уровне. Вместе с тем, реализация своих функций обоими субъектами и эффективное взаимодействие между ними, в конечном счете, ведут к стабильному развитию общества и повышению благосостояния населения. Наиболее эффективной моделью взаимодействия власти и бизнеса является «партнерская», основанная на взаимовыгодном обмене ресурсами.
Апробированным и хорошо зарекомендовавшим себя механизмом взаимодействия власти, бизнеса и общества является государственный социальный заказ.
Под социальным заказом понимают долгосрочные отношения между заказчиком, определенным в соответствии с решением органов государственной власти или местного самоуправления, и исполнителем по реализации поручения на оказание услуг в интересах населения за счет финансирования (полностью или частично) из бюджета соответствующего уровня.
Социальный заказ - это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определенной его части. Она может выражаться в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т.п.) и массовая социальная работа - с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска. Социальная помощь и поддержка реализуются в организационном, материальном, медицинском, психологическом, правовом, информационном планах, в плане предоставления жилища, убежища, питания, возможности получения общего образования и профессиональной подготовки, в духовной работе.
Основой социальной стабильности государства является тесное сотрудничество государства и гражданского общества в выработке и осуществлении государственной социальной политики во всей ее полноте. Предпосылкой такого сотрудничества является опора на социально ответственный бизнес. Именно соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности, информационной прозрачности компаний позволит говорить о бизнес-сообществе как о надежном и серьезном партнере государства в решении задач социальной политики, улучшении социального самочувствия населения.
Социальный отчет один из основных факторов взаимодействия бизнеса и общества. Вместе с развитием экономики, изменяются социальные отношения в обществе. Все большее значение в бизнес-среде приобретают такие устойчивые ценности, как репутация, достоинство, ответственность. Бизнес не может действовать изолированно от общества, частью которого он является. В условиях, когда государство пока еще не способно полноценно решать социальные задачи, коммерческий сектор частично берет на себя эту функцию: развивается цивилизованная благотворительность, поддержка социальных проектов и программ. Однако, социальную ответственность нельзя отождествлять с благотворительностью - это не какое-то виртуальное этическое понятие, а важнейшая часть системы институтов общества, в рамках которых осуществляется ее функционирование.
К настоящему времени в России еще не сложилась приемлемой модели взаимоотношений власти, бизнеса и общества.
Население страны слабо консолидировано из-за отсутствия развитого гражданского общества и не может цивилизованными методами влиять на государство в силу отсутствия соответствующих институтов, которым можно было делегировать свои права и ожидать результативного их использования. Вложения бизнеса в корпоративную социальную ответственность не стимулируются государством, поэтому рост и масштабы социальных инвестиций бизнеса существенным образом не увеличиваются. Ситуация усугубляется сохраняющимся недоверием к бизнесу со стороны российского общества и западных партнеров, которые не видят реального вклада российских компаний в социальное инвестирование и не имеют открытой информации о состоянии дел в данной сфере деятельности.
Подводя итог, отметим, что проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее освещение проблемы в виду ее сложности и многоаспектности. Вместе с тем оно ставит и ряд новых проблем, требующих дальнейшего исследования: государственное регулирование социальных инвестиций и повышение их эффективности, механизмы повышения престижности социальной ответственности бизнеса и развития корпоративной социальной ответственности компаний и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин А.Н. Социальная политика на предприятии. – М.: Изд-во РАГС, 2007.
2. Ассоциация Менеджеров сотрудничает с ООН в области измерения социальных инвестиций российского бизнеса // Вестник Ассоциации менеджеров. - № 2 (61). – Март. – 2004.
3. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. – 2004. –Т.2., №3. – С. 17–34.
4. Благотворительность в России 2003/2004:Исторические и социально-экономические исследования / общ. ред. О. Лейкинд. – СПб.: Изд.им. Н.И. Новикова. 2004.
5. Бунич А. Российское правительство должно вернуться в российскую экономику // Политком.ру Информационный сайт политических комментариев.
6. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л., Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. – Нижний Новгород, 2002.
7. Вестник С. Петербургского университета. Сер. Менеджмент. – 2002. - №3. – С. 27 – 50.
8. Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (учебное пособие) – М.,2002.
9. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: Уроки 90 -х. - М.: Гелиос АРВ, 2000.
10. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. / Под ред. Либоракиной М.И. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
11. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М.: «СИГНАЛЪ», 1997. - 176 с.
12. Гуринович В. Проблемы и перспективы социального заказа // Интернет-газета Центра социального партнерства - Специальный выпуск к дискуссии «Развитие механизмов социального партнерства». – 2003. - № 20.
13. Деревянченко А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России. – М.: Социальные отношения, 2004.
14. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общ. Редакцией С.Е. Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
15. Зарубина Н.Н. Социально – культурные основы хозяйства и предпринимательства – М.: Магистр, 1998.
16. Козловский В.В., Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии: социальная справедливость и социальная ответственность. – Свердловск: Изд. Уральского университета, 1990.
17. Концепция социального государства Российской Федерации // На пути к социальному государству. – М., 2003.
18. Концепция стратегического развития России до 2010 года – государственный Совет Российской Федерации. – М., 2001.
19. Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика / /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 26 (278).
20. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания, потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
21. Корпоративная социальная ответственность: перспективы развития в России. // (Современный бухучет. – 2005.- № 11).
22. Корпоративное поведение в хозяйствующей трансформе: вып.1/В.Л. Буцыкина, Т.И. Вольных, В.А. Ханыкин. – Ставрополь: Книжное издательство, 2003.
23. Корпоративное управление в российской промышленности. Москва. Центр Карнеги. – Минск, 2003.
24. Корпоративное управление: Акционерное общество: Законодательные и нормативные акты. Проекты типовых учредительных и внутренних документов АО. Правовое положение АО, созданных в процессе Приватизации: СБ. Док. – М.: «Нива России», 1997.
25. Курбатова М.В., Левин С.Н. Преобладание иерархического типа взаимодействия власти и бизнеса как проявление зависимости от предшествующего развития
26. Лавров В., Кричевский Н. Что такое «Социальные инвестиции»// Агентство политических новостей. – 10 июля 2006 г.
27. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури «Основы менеджмента» - М.: «Дело», 1999.
28. Модели социального развития России: роль бизнеса. Публичный отчет по результатам международной конференции, 12 ноября 2003 г. - 2003. Ассоциация менеджеров.
29. Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. – Харьков: Вища школа. изд-во при Харьк. Университете, 1981.
30. Решение социальных проблем в местном сообществе. Российский и международный опыт. – Пермь, 2001.
31. Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат д.э.н. – М., 2007.
32. Снегов А. Путь ответственных: от социального рекета к социальному инвестированию // Время Малого Бизнеса. - № 10 -11. – 2004.
33. Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учеб. пособие для Вузов/ Иванов В.Н., Мельников С.Б., Мельникова Н.С. и др. Под общ. ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова. – М., 2004.
34. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. - М., «Ассоциация менеджеров», 2003.
35. Социальная политика: учебник / Под общ. Ред. Н.А. Волгина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство « Экзамен », 2006.
36. Социально ответственные инвестиции. Влияние моды или результат эволюции капитализма? // Сайт «Магазин инвестиционных фондов».
37. Социальное партнерство в современных условиях: Сравнительно – правовой обзор / Гл.ред. В.Б. Фурсов. – М.: Профиздат, 1998.
38. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. Рук. авт. кол. Абалкин Л.И. – М., 1998.
39. Социальный заказ по-пермски // сайт Пермского регионального правозащитного центра.
40. Социальный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. С.Д. Ильенковой . – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
41. Социальный менеджмент: Учебник/Под. ред. Д. В Валового – М.: ЗАО «Бизнес школа Интел – Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999.
42. Социальный менеджмент: Учебное пособие/Под ред. С.Д. Иванова. В.И. Патрушева. – М.: Высшая школа, 2001.
43. Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. – М.: Изд. МГУ, 1987.
44. Сухарев, М.В. Распределенные когнитивные модели и социальное партнерство // Петрозаводск - 300: Карелия в процессе перемен. КарНЦ РАН, Петрозаводск, 2004.
45. Тематическая программа «Бизнес и государство». — Ассоциация менеджеров. - 2003.
46. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. – СПб., 2002.
47. Туркин С., Симпосон С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. – М., 2001.
48. Уколов В.Ф., Розенков Д.А. Взаимодействие бизнеса и государства в регионе.
49. Философия корпоративной социальной ответственности бизнеса перед обществом. / Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) № 101(4), 2006.
50. Формирование и развитие корпоративной социальной ответственности в современной экономике России. Автореферат докторской диссертации. – М., 2007.
51. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. – 2006. - № 9.
52. Щедровицкий Г.П. Избранные труды -- М.: Шк. Культ. Полит., 1995. - 800 с.
53. Экономический словарь. - М., 1996.
54. Элита социально ответственного бизнеса России. – М., 2004.
55. Эпштайн Э. Этика бизнеса как научная дисциплина: прошлое, настоящее и будущее (анализ американского опыта) //
56. Якимец В.Н. Социальное партнерство и маркетинг. – М., 1998.
57. Ямбаева Р. Передовики социалистического соревнования // Коммерсант. - № 102 (№ 2941) от 08.06.2004.
58. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. – 2002. - №11.

Powered by Drupal - Design by artinet