МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Совершенствуя местное самоуправление, всегда целесообразно посмотреть и на свой исторический опыт, и на практику мирового сообщества.
Практика различных стран в настоящее время выработала, по крайней мере, три модели местного самоуправления, которые обеспечивают его самостоятельность, и, с другой стороны, необходимый государственный контроль .
Первая мо¬дель - англосаксонская. Она предусматривает самоуправление во всех звеньях, на всех ступе¬нях административно-территориального деления. В общинах имеются только выборные органы. В мелких общинах, в которых меньше 150 чело¬век, собирается общее собрание. А во всех ос¬тальных - выборные местные органы. Никаких назначенных чиновников сверху нет, управля¬ются они советниками. Каждый член Совета отвечает за определенную отрасль. Ис¬полкома нет. Имеются отрасли: дорожное хо¬зяйство, образование, местная санитария. За каждую отрасль отвечает советник, у которого есть аппарат. Но есть и контроль. Демократии не может быть без контроля. Есть регулярные министер¬ские инспекции (особенно Министерства по охра¬не окружающей среды). Существует практика ут¬верждения министерствами чиновников, которые затем утверждаются советами. Прежде чем на¬значить чиновника по пожарной охране, по здра¬воохранению, надо согласовать с соответствую¬щим министерством. Есть целый ряд других форм государственного контроля, т.е. при любой вы¬борности местных органов государственный контроль в той или иной форме существует, даже когда нет специально назначенных от государст¬ва уполномоченных.
Существует континентальная модель. Там все проще. На всех уровнях выборный Совет, но вез¬де есть и назначенные представители правитель¬ства - префекты. Это государственная власть над властью местного самоуправления. Они осуще¬ствляют контроль и раньше контролировали до¬вольно жестко. Сейчас целесообразность не про¬веряют, но законность проверяют всегда. Напри¬мер, законность расходования средств: если деньги дали на постройку моста через речку, их нельзя потратить на обустройство клуба. Пре¬фекты могут обжаловать любое решение муни¬ципального совета в административный суд. Спе¬циальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно мо¬жет сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается не¬работоспособным.
Третья модель. По ней пошла Латинская Америка. Хорошо в ней то, что всех избирают. Назначенных представителей в местном само¬управлении нет. Но избранный населением пре¬фект утверждается затем парламентом как представитель государственной власти. Одновременно он является и председателем местного совета. В общем, он концентрирует большую власть и является представителем государственной власти. Будучи избранным населением, он легитимен в глазах населения.
Что касается ст. 12 Конституции, которая исключает органы местного самоуправления из системы органов государственной власти, то она, не делает органы мест¬ного самоуправления элементами государствен¬ности второго сорта и не выводит их за рамки государственности. Это такой же по качеству элемент государственности. С точки зрения юри¬дической оценки это - органы власти, как и вся вышестоящая структура. Не надо представлять, что здесь совершенно иная природа. Это публич¬но-правовые учреждения. Кроме того, признание публично-правового характера органов местного самоуправления на¬до рассматривать с той точки зрения, что сущест¬вует тенденция к общинизации местного само¬управления. Поэтому естественно, что государство опре¬деляет и территории местного самоуправления, и объем полномочий местного самоуправления, ис¬ходя из реальных управленческих возможностей данных структур, определяемых размерами тер¬ритории, социальной, производственной инфра¬структурой и т.д.

Powered by Drupal - Design by artinet