Расходная часть местных бюджетов (часть 1)

Расходная часть местных бюджетов включает:
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.
Местная (муниципальная) собственность.
Собственность субъектов РФ должна иметь в качестве "противовеса" местную (муниципальную) собственность. Иначе они подавят самоуправление. Самоуправление без собственности - это еще не самоуправление. Однако собственность никто сверху не даст, ее надо брать, что является важнейшим моментом “муниципальной революции”. На местах надо создавать депутатские комиссии и органы по муниципальной собственности, далее осуществлять инвентаризацию, проводить оценку и подготавливать реестр тех объектов, которые должны быть переведены в муниципальную собственность, т.е. в собственность территории, затем согласовывать с вышестоящим и нижестоящим выборными органами этот реестр. Для цивилизованного решения спорных вопросов необходимы решения соответствующих арбитражных органов.
Сходным образом необходимо решать проблемы разгосударствления и приватизации, проведения земельной реформы. Так, проведение земельной реформы на первом этапе должно заключаться в формировании фонда муниципальных земель. На втором этапе местными муниципалитетами, любыми другими органами местного самоуправления, как бы они ни сложились и не назывались, производится передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование, включая аренду, гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Центру остается издание общезначимых правил, нормативов и стандартов для деятельности районных и городских властей, а также опротестование противоречащих законодательству актов районных и городских органов местного самоуправления.
Теперь - базовый вопрос: вопрос о деньгах. Часто можно услышать: "Дайте деньги, подведите экономическую базу под самоуправление, и тогда мы проголосуем за него". Это, на мой взгляд, неправильно. Суть экономической основы местного самоуправления должна заключаться в том, чтобы муниципальное образование получило возможность зарабатывать деньги и чтобы их не отбирали, когда оно заработает сверх установленных нормативов. А это вопрос совсем другой - это вопрос новой экономической системы, экономической реформы. Местное самоуправление в данном этапе - сердцевина экономической реформы.
В настоящее время определяющим темп движения по пути реформирования местных органов власти является установление собственной компетенции местного самоуправления его финансово-экономической базы.
Изменение отношений в финансовой, экономической сферах, а также в сфере земельных отношений предполагает соответствующие корректировки налогового, бюджетного, земельного и иного законодательства, в результате чего должен быть обеспечен финансовый, бюджетный и экономический федерализм.
Огромное влияние на развитие местных финансов оказывает состояние их правовой основы. Представительные и исполнительные органы должны уделять данному вопросу серьезное внимание. В последние годы это нашло отражение в ряде принятых законов, а также в Налоговом и Бюджетном кодексах.
Проблема муниципальной собственности, как показывает практика арбитражных судов, особенно на этапе принятия Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", стояла особенно широко. В Конституции (ст. 132) сказано, что "...органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью". Слово "самостоятельно' требовало толкования. Стали полагать, что это не только осуществление субъективного права собственности, но регулирование отношений собственности. Арбитражные суды, естественно, не поддержали такое понимание: общеизвестно отношение к собственности - ядру гражданского правового регулирования. Это федеральная компетенция. Поэтому никто, кроме федерации, не может регулировать отношений собственности. А вот осуществлять полномочия собственника муниципального имущества самостоятельно органы местного самоуправления могут.
Второй блок вопросов - это вопросы, связанные с финансовой основой местного самоуправления. К сожалению, арбитражные суды не всегда полезны для местного самоуправления. Они столкнулись в основном с делами, которые касались отношений в двух плоскостях. Это - вопросы местных налогов. И Конституция, и Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" прямо говорят, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Арбитражные суды поддерживали муниципальные образования, если они вводили местные налоги и сборы, кроме тех, которые были в перечне в Законе об основах налоговой системы. Однако при подготовке нового налогового кодекса надо определиться, ибо наблюдается явная коллизия двух законов.
С 1991 г. началось строительство бюджетной системы Российской федерации, построенной на федеративно-демократических началах. Бюджетная система России включает: федеральный бюджет, региональные бюджеты РФ (республиканские бюджеты республик в составе РФ, областные, краевые, окружные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (городские, районные, поселковые, сельские).
В соответствии с законодательными актами, вышедшими с 1991 г., все перечисленные выше бюджеты являются самостоятельными. Этими законодательными актами были заложены и принципы бюджетного федерализма. В Законе РФ 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" записано, что не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Таким образом, все местные бюджеты имеют равный юридический статус. Самостоятельности всех звеньев бюджетной системы способствовал Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (1991 г.), в котором все налоги в стране были разделены на три уровня — федеральные, региональные, местные, а также введение с 1994 г. трансфертной формы передачи части средств федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации (подобная форма передачи средств основана на единой для всех регионов формуле, обеспечивающей объективный и прозрачный механизм поступления средств в каждое бюджетное звено из общегосударственных или региональных доходов). В 1998 г. этот же принцип нашел свое отражение в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.
Важным шагом в расширении финансово-бюджетных прав стал Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. В Законе зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают территориям минимальные местные бюджеты, а минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Далее указывается, что доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации доходных источников.
Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации. Кроме того, увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.
В развитие этого Закона Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления был разработан Закон "О финансовых основах местного самоуправления", утвержденный Президентом Российской Федерации 25 сентября 1997 г.
Законом установлен новый принцип формирования местных бюджетов. Суть его заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.
Социальные стандарты, социальные нормы должны разрабатываться Правительством РФ в целом по Российской Федерации и с разбивкой по субъектам Российской Федерации, исходя из достигнутого уровня обеспеченности населения коммунально-бытовыми и социально-культурными благами и услугами, научно-обоснованных норм и материально-финансовых возможностей государства. Представленные в Совет Федерации и Государственную Думу РФ они должны ими рассматриваться и приниматься в форме федерального закона не менее чем на 5 лет, после чего доводиться до субъектов Российской Федерации. Тем самым для субъектов Федерации при регулировании их бюджетов будет обеспечиваться минимально необходимый уровень расходов и доходов, а также стабильность во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.
Субъекты Российской Федерации с учетом имеющихся в регионах материально-финансовых возможностей должны разрабатывать нормы для муниципальных образований. Причем эти нормы должны быть не ниже утвержденных для субъекта Российской Федерации, а при наличии средств — они могут быть выше.
Утвержденные нормы служат базой для расчетов минимально необходимого уровня местных бюджетов, получения недостающих для этого доходов из бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, муниципальным образованиям гарантируется минимальный размер их бюджетов и объективная основа для получения средств из республиканских, краевых, областных и окружных бюджетов.
В целях увеличения доли собственных доходов местных бюджетов, повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии экономического потенциала на подведомственной территории и ликвидации встречных межбюджетных финансовых потоков в федеральном законе определяется ряд мер.
Прежде всего, это расширение числа собственных источников доходов местных бюджетов. Для этого в местные бюджеты предусматривается зачислять доходы от приватизации и реализации государственного имущества (не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования); доходы от приватизации и реализации муниципального имущества: доходы от сдачи в аренду муниципального имущества; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственную пошлину, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации; не менее 50% налога на имущество предприятий; подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Для увеличения собственных доходов и сокращения встречных финансовых потоков Федеральным законом установлено: передать и закрепить на постоянной основе часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации; часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации; не менее 5% от акцизов, взимаемых в среднем по субъекту Федерации, на спирт, водку и ликероводочные изделия; не менее 10% акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в среднем по субъекту Российской Федерации.
Федеральный закон предусматривает введение единой практики межбюджетных отношений между всеми видами бюджетов (федеральным, региональными, местными). В 1994 г. в составе федерального бюджета был организован Фонд финансовой поддержки для оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации. Такие же фонды теперь созданы в региональных бюджетах для оказания помощи муниципальным образованиям. Тем самым сформирован общий порядок предоставления финансовой помощи всем бюджетам, основанный на единой методологии и формуле, предусматривающий предоставление такой помощи с учетом налогового потенциала, численности и социального состава населения муниципального образования. Все это будет способствовать объективизации регулирования местных бюджетов и
устранению зависимости предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям от воли отдельных вышестоящих руководителей.

Powered by Drupal - Design by artinet