МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ФЕДЕРАЦИЯ

Процесс становления местного самоуправления обретает сейчас нормальный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают его всеми мерами: с помощью законодательства, которое противоречит федеральному, чисто кадровыми назначениями, методами властного неформального воздействия на деятелей местного самоуправления - политических активистов. Тем не менее, процесс оформления местного самоуправления все равно идет, потому что ему объективно и субъективно содействует федеральный уровень власти. Это положительная часть явления.
Пора кончать с правовым сепаратизмом, который развивается на уровне субъектов федерации, раздирая единое правовое пространство России на части, в том числе и по вопросам местного самоуправления.
Остается психологическая проблема: мы не можем вытравить из сознания старую систему организации власти - подчинение сверху донизу. Важно понять, что население само о себе может позаботиться. Надо отказаться от стереотипа, что чиновник может побеспокоиться, а сам человек о себе - не может.
Ранее в структуре исполнительной власти не существовало никаких исполнительных подразделений, которые занимались бы вопросами местного самоуправления. Департамент по вопросам местного самоуправления Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям является первой такой структурой, и первая его задача - каким образом организовать управление регионами на основе самоуправления.
Такой подход оказался правильным: часть сотрудников Департамента параллельно занималась разработкой федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления. В законе принятие федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления проставлено отдельным пунктом. Таким образом, существует документ, который является первоначальной программой действий исполнительной власти в части поддержки местного самоуправления.
Эта программа состоит из пяти основных блоков:
Первая часть федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, ее первые три приложения посвящены разработке нормативных актов и методических рекомендаций, как для органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления.
Федерация не обязана регулировать данные вопросы. Если вопросы находятся в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, и если Российская Федерация сама тот или иной вопрос своим законодательством не регламентирует, то субъект Федерации вправе регулировать подобные отношения своим Законом. Следовательно, препятствия для развития законодательства, обеспечивающего реализацию федерального закона, на самом деле нет.
Необходимо также создание системы подготовки кадров для муниципальной службы и системы информационного обеспечения органов местного самоуправления, так как отсутствует необходимая информация и для ученых, и для управленцев, так же как для политиков и самого самоуправления. Отсутствие полноценной и достоверной информации тормозит работу.
Все проблемы можно поделить на несколько уровней:
Уровень федеральный - это принятие законодательства в финансовой и налоговой сфере.
Уровень субъектов Федерации - это в основном законодательные и организационные вопросы.
Все в России очень беспокоятся о сохранении власти, о ее единстве. И очень многие почему-то думают, что единство власти и управляемость - это обязательно соподчиненность одного другому. На самом то деле, единство власти не в иерархии, а в четком и понятном, логическом, ясном разделении функций по уровням власти. Каждый уровень должен точно знать, чем он занимается, свои обязанности и свои возможности и работать действительно в едином правовом поле - в этом единство власти.
Если говорить о возможностях местного управления по укреплению Российского государства, то опыт самой России, многовековой опыт разных стран мира подтвердил, что развитая система местной власти объективно работает на интеграцию государства, и это действительно является объективным, сдерживающим фактором стремления любых регионов к излишней суверенизации.

Powered by Drupal - Design by artinet