По ту сторону теста Люшера И.Л.Соломин.

В 1980 году я был студентом третьего курса факультета психологии тогда еще
Ленинградского университета. В то время мы испытывали острый дефицит тестов. Это
не значит, что их не было вообще. Где-то, у кого-то они существовали, можно было
договориться, достать их на время, на что-нибудь обменять. Однако необходимо
было делать копии для себя. И, конечно, основными средствами копирования были
пишущая машинка и фотоаппарат.
Многие студенты и преподаватели старались создать для себя свой банк методик. В
ходу были Кеттел, MMPI, Векслер, Равен, ТАТ, Розенцвейг. И для того, чтобы все
это воспроизвести, требовалось печатать, рисовать, резать, клеить, красить.
Словом, заниматься натуральным хозяйством. Причем, происхождение "оригиналов", с
которых снимались копии, было таким запутанным, что зачастую могло бы лечь в
основу сюжета какой-нибудь детективной истории. В тот период психология, как
правило, считалась еще наукой, а психологи - исследователями, поэтому
психодиагностические методы воспринимались как измерительный инструмент, который
был необходим преимущественно для решения научно-исследовательских задач. Вопрос
об использовании тестов для консультирования, профориентации, кадрового отбора,
управления, экспертизы ставился редко. И, тем не менее, спрос на средства
психологической диагностики уже тогда был огромным. Психологи с энтузиазмом
искали и находили новые для них методики, переводили и распространяли неизвестно
откуда взявшиеся руководства, с упорством осваивали диагностические премудрости.

И вот на фоне машинописных текстов и черно-белых рисунков, имевшихся в
распоряжении психологов, появились яркие цвета. Это были тесты Роршаха и Люшера.
Однако если Роршах имел к тому времени почти семидесятилетнюю историю, славу
первой психодиагностической методики и большое количество литературы, то Люшер
был совершенно "серой" лошадкой. И, тем не менее, методика казалась поистине
волшебной. Действительно, как еще можно объяснить, что в течение одной минуты
можно получить о человеке столько удивительно точной информации.
Коллеги привычно сели за пишущие машинки, чтобы в очередной раз размножить
руководство. А вот с цветами возникли неожиданные трудности. Оказалось, что
оригинальные цветные карточки для теста Макса Люшера производились в
издательстве Test Verlag в Швейцарском городе Базеле. И платить за них нужно
было не рублями. Откуда простому советскому психологу взять такое количество
валюты? И принялись коллеги производить собственные цветные карточки, кто как
умел. Кто-то красил бумагу, кто-то вырезал карточки из обложек книг. Однако
выяснились неприятные обстоятельства. Во-первых, трудно было найти оригинал,
стали возникать споры, чьи карточки правильнее. Во-вторых, оказалось, что
подобрать оттенки цветов на глаз не так то просто. В-третьих, восприятие цвета
зависит от фактуры поверхности и качества материала для основы. В-четвертых, при
высыхании краски меняют свои характеристики, а со временем имеют обыкновение
выцветать. Словом, мороки хватало.
И тут оказалось, что в начале восьмидесятых годов карточки Люшера стали
производить во ВНИИ метрологии им. Д.И.Менделеева в Ленинграде. В том самом, на
базе которого возникло через несколько лет государственное предприятие "ИМАТОН".
Многие психологи бросились покупать цветные квадратики с маркой ВНИИМ, доверие к
которым подкреплялось авторитетом специалистов по колориметрии из институтских
лабораторий. И через некоторое время установился негласный стандарт на цвета
Люшера. После чего цветовой тест Люшера стал, по-видимому, самой модной
психологической методикой восьмидесятых годов.
После того, как был решен вопрос о цветовых эталонах, настало время всерьез
приступить к анализу теоретических и методических основ теста Люшера.
Руководство по тесту Люшера подробно описывает психологическое содержание
различных цветов на основе ассоциаций, которые с ними связываются. Однако ответ
на самый главный вопрос остается невыясненным. А именно, как тест работает?
Какие психологические механизмы лежат в его основе? Как известно, в процессе
тестирования по Люшеру испытуемый располагает в порядке привлекательности восемь
карточек различных цветов. Однако, почему, зная, какие цвета человеку нравятся,
а какие - не нравятся, можно столь подробно говорить о состоянии этого человека?

Не зная, как работает тест, очень трудно бывает анализировать полученные
результаты. Как же в таком случае поступает большинство психологов? Очень
просто: они пользуются таблицами интерпретации. Ведь в руководстве подробно
описывается, как кодировать цветовую раскладку, а также как на основе полученной
кодировки входить в таблицы интерпретации и получать нужные заключения. Вот
поэтому многие психологи, особенно те, кто недавно начал работать с Люшером, без
таблиц интерпретации или соответствующих компьютерных программ оказываются как
без рук. Между тем, принципы работы теста Люшера очень просты. Люшер основан на
двух положениях, зная которые можно отказаться от таблиц интерпретации раз и
навсегда.
Во-первых, каждый цвет характеризует определенную человеческую потребность,
ассоциируется с ней, является символом этой потребности.
Во-вторых, структура цветовых предпочтений человека позволяет выявить структуру
этих потребностей.
Однако, для того, чтобы использовать эти положения на практике, следует
наполнить их более конкретным содержанием.
Табл.1. Соответствие потребностей цветам по тесту Люшера
№Название цветаПредпочтение цветаОтвержение цвета
1СинийСтремление к согласию, доверию, пониманию, сочувствию, отсутствию
конфликтов, дружеским отношеним, любовь, привязанность,
спокойствиеНарушение отношений, одиночество, беспокойство
2ЗеленыйСтремление к самоутверждению, повышению положения, власти,
уважению, признанию, превосходству, уверенность, независимость,
настойчивость, оборонаНедостаток признания, принуждение, унижение, обида,
неспособность к сопротивлению
3КрасныйСтремление к достижению, успеху, инициатива, наступление,
деятельность, борьба, возбуждениеПеревозбуждение, раздражение, бессилие,
утомление, защита
4ЖелтыйСтремление к изменению, выходу, освобождению, расслаблению,
ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание
проблемРазочарование, отчаяние, подозрение, недоверие
5ФиолетовыйСтремление к отождествлению, идентификации с кем-то,
эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на
себя внимание, произвести впечатление, получить одобрениеПодавление
чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным
6КоричневыйСтремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху,
чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость,
голодВытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание
слабости
7ЧерныйСтремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение,
негативизм, неприятие, протест, отказОтрицание и подавление агрессии
0СерыйЖелание избежать участия, скрыться, маскировка, утаиваниеАктивное
включение в ситуацию

Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей
соответствует. Однако, зависимость положения цвета от силы выраженности
соответствующей потребности неодинакова для основных и дополнительных цветов. К
основным относятся хроматические цвета: синий, зеленый, красный и желтый, к
дополнительным - ахроматические: коричневый, черный и серый. Фиолетовый не
является ни основным, ни дополнительным. В норме основные цвета обычно
располагаются в начале и середине ряда, то есть, занимают первые пять позиций, в
то время как дополнительные цвета, как правило, находятся на последних трех
местах. В случае если потребность, выраженная основным цветом, является очень
слабой или полностью удовлетворенной, то цвет, который ассоциируется с этой
потребностью, является индифферентным, то есть, находится в середине ряда. Он не
является ни приятным, ни противным. Когда соответствующая потребность
усиливается, то символизирующий ее цвет становится более привлекательным,
перемещаясь в начало раскладки. Наконец если потребность становится настолько
сильной, что удовлетворить ее в полной мере не представляется возможным, то
цвет, который характеризует эту потребность, становится неприятным и занимает
одно из последних мест в ряду.
Подобная закономерность проявляется во многих проективных тестах, а также в
реальном поведении людей. Проанализируем, для примера, динамику пищевой
потребности. В случае, когда потребность слаба, не является актуальной и
значимой, то она не привлекает внимания человека. При этом человек не склонен
обсуждать тему еды в разговорах с другими людьми, и не упоминает ее в рассказах
по картинкам ТАТ. Когда пищевая потребность актуализируется, становится более
сильной, человеку хочется поговорить на эту тему. В этом случае при описании
изображений ТАТ тема еды часто возникает даже тогда, когда на картинке нет
ничего подобного. Интересы человека, его восприятие, фантазия концентрируются на
удовлетворении потребности. Однако, при дальнейшем обострении потребности все,
связанное с ее удовлетворением, начинает раздражать человека. Неудовлетворенная
потребность становится источником фрустрации, тревоги, эмоционального
напряжения, неприятных переживаний. Потребность, не смотря на большую
объективную значимость, подавляется, вытесняется из сознания. Человек начинает
активно избегать обсуждения болезненной темы с другими людьми, старается не
только не говорить, но и не думать о ней. И количество рассказов по ТАТ,
связанных с темой еды, снова сокращается.
Таким образом, даже такая мощная психодиагностическая методика как ТАТ не
позволяет измерить силу той или иной потребности, поскольку отсутствие тем,
связанных с этой потребностью, может свидетельствовать как об ее отсутствии, так
и о чрезмерной степени ее выраженности. В отличие от ТАТ тест Люшера
представляет собой более современную психодиагностическую методику, позволяющую
дифференцировать сверхзначимое содержание от незначимого, выявлять подавляемые и
вытесняемые потребности и локализовать источники фрустрации.
Итак, для основных цветов позиции в середине ряда соответствует либо наиболее
слабой степени выраженности соответствующих потребностей, либо полной их
удовлетворенности. Позиция основных цветов в начале ряда свидетельствует о том,
что потребности, которые они символизируют, являются наиболее актуальными.
Наконец, в том случае, если основные цвета находятся в конце ряда, то это
является признаком фрустрированных, подавленных, вытесненных потребностей. Это
может быть связано либо с тем, что соответствующие потребности являются
настолько выраженными, что человек не может удовлетворить их в полной мере, либо
с тем, что человек испытывает непреодолимые затруднения в удовлетворении в общем
не самых сильных потребностей, и они вследствие этого приобретают характер
сверхзначимых.

Powered by Drupal - Design by artinet