По ту сторону теста Люшера И.Л.Соломин. продолжение

Однако если последовательно придерживаться этой схемы анализа результатов, то
придется согласиться с тем, что потребности, выраженные дополнительными цветами,
как правило, подавляются человекам и являются источником фрустрации. Ведь в
норме ахроматические цвета оцениваются как наименее привлекательные. Кстати,
потребности, соответствующие коричневому, черному и серому цвету наиболее близки
к базовым биологическим потребностям человека. Может быть, так оно и есть? Может
быть, потребности человека в пище, сексе, отдыхе, защите и агрессии
действительно являются фатально неудовлетворенными и должны вытесняться? Если
так, то либо данные потребности являются наиболее сильными в человеческой жизни,
либо социальные нормы препятствуют их полному удовлетворению. Если же это не
так, то принцип анализа потребностей, соответствующих дополнительным цветам,
должен быть другим. А именно, дополнительный цвет на последних местах ряда
свидетельствует о слабой, наименее выраженной потребности, в середине ряда - об
актуальной потребности, в начале ряда - о наиболее сильной потребности, которая
может приводить к нарушению контроля поведения и состояния со стороны человека.
Таким образом, привлекательность дополнительных цветов позволяет предположить
ведущую роль базовых биологических потребностей в человеческом поведении, в то
время как у большинства людей эти потребности не являются решающими или в
достаточной мере удовлетворены.
К таким выводам я пришел в процессе двадцатилетнего опыта практического
использования теста Люшера и обучения ему различных специалистов. Результаты
изучения механизма действия теста Люшера позволили мне более успешно
использовать эту методику для решения различных задач. Когда я работал в
Военно-медицинской академии, тест Люшера применялся мною как индикатор изменения
потребностей и эмоционального состояния людей в различных, в том числе
экстремальных ситуациях. Тогда же тест служил мне в качестве одного из критериев
оценки эффективности различных фармакологических и нефармакологических способов
воздействия на психическое состояние человека. Наконец, я активно использовал
Люшера в процессе консультирования клиентов как средство, которое облегчало
установление контакта и выявление проблем. Кроме того, оказалось, что
сформулированные ранее принципы работы Люшера позволяют легко и быстро его
освоить. Были случаи, когда я на спор брался научить коллег основам Люшера за 30
минут. И в ходе этого обучения мне часто приходилось отвечать на разные вопросы.

1. Можно ли самим подобрать цвета, соответствующие Люшеру?
Конечно, можно самостоятельно подобрать цвета, похожие на Люшеровские. Однако
придется затратить на это довольно много времени и сил. К тому же нет гарантии,
что вы будете довольны полученным результатом.
2. Можно ли использовать компьютерные версии теста Люшера?
Использовать компьютерные программы для проведения теста Люшера можно. Однако
следует отдавать себе отчет в том, что даже при использовании самых современных
мониторов и видеоадаптеров цвета, которые они отображают, существенно отличаются
от Люшеровских. Кроме того, разные мониторы настроены неодинаково. В зависимости
от установок яркости, контрастности и других характеристик мониторов одни и те
же цвета воспринимаются неодинаково. Поэтому при использовании компьютерных
программ, реализующих тест Люшера, невозможно обеспечить воспроизводимость
полученных результатов на разных компьютерах, а также после перенастройки
мониторов.
3. Что измеряет тест Люшера: эмоциональное состояние или свойства личности?
Разумеется, тест Люшера выявляет эмоциональное состояние человека. Это состояние
может существенно меняться в зависимости от ситуации. Однако если мы используем
Люшера для тестирования одного человека многократно в течение достаточно
продолжительного времени, то мы можем обнаружить ряд повторяющихся от ситуации к
ситуации особенностей. Кроме того, мы можем выяснить, что люди существенно
различаются по тому, остаются ли у них постоянными цветовые раскладки при
повторных замерах, или они меняются. В том случае, если цветовые предпочтения у
человека сохраняются в большинстве ситуаций, мы можем сделать выводы об
индивидуальных особенностях его личности, более или менее постоянных чертах.
Если же раскладки часто меняются, то мы можем предположить, что человек
характеризуется эмоциональной неустойчивостью, непостоянством настроения,
существенной зависимостью его поведения от переживаний.
4. Что такое полный тест Люшера и чем он отличается от восьмицветного?
До сих пор мы говорили только о сокращенном тесте Люшера, который входит в
состав полного теста или может использоваться самостоятельно. Полный тест Люшера
состоит из трех частей. В первой части испытуемый располагает в порядке
привлекательности черный, три оттенка серого и белый цвет. Во второй части
испытуемый упорядочивает восемь классических цветов, тех самых, которые могут
составлять сокращенный набор. В третьей, заключительной части испытуемый
осуществляет выборы попарно сначала между основными четырьмя цветами, затем
между четырьмя оттенками каждого из основных четырех цветов. Полный тест Люшера
основан на более сложной теоретической модели эмоционального состояния - так
называемом "эмоциональном кубе". За счет увеличения продолжительности
исследования и использования метода вынужденных выборов результаты, полученные с
помощью полного теста Люшера, могут быть более точными и дифференцированными.
Однако полный тест Люшера является более дорогим и пока еще мало доступен
большинству отечественных психологов.
5. Какова надежность и валидность теста Люшера?
Как и в отношении многих проективных методик, оценить психометрические свойства
теста Люшера затруднительно. К сожалению, концепция надежности методики,
предназначенной для диагностики состояния человека, в отличие от устойчивых
индивидуальных свойств, пока еще в должной мере не разработана. Автор теста
репертуарных решеток Дж.Келли вообще определяет надежность теста как степень его
нечувствительности к изменениям. Что же касается валидности теста Люшера, то
существует большое количество исследований, косвенно подтверждающих валидность
методики в целом и, главным образом, отдельных ее показателей, таких, например,
как показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы, вегетативный
коэффициент и т.п. Оценить же коэффициент валидности теста Люшера в целом не
представляется возможным, поскольку результатом тестирования по Люшеру является
не какой-то один количественный показатель, а целая структура показателей.
6. С какого возраста можно использовать тест Люшера?
Специальных возрастных ограничений при использовании теста Люшера не существует.
Мне известны случаи использования теста Люшера при исследовании детей
дошкольного возраста. Однако валидность Люшера при работе с дошкольниками не
доказана, а вероятность ошибок в этом возрасте представляется мне достаточно
высокой. Ошибки могут быть вызваны неправильным пониманием или выполнением
инструкции маленькими детьми, ситуационно обусловленными реакциями,
недостаточной сформированностью познавательной сферы и произвольных действий,
нестабильностью эмоционального состояния. Поэтому следует быть осторожными при
анализе результатов, полученных с помощью теста Люшера на дошкольниках.
7. Каковы ограничения при использовании теста Люшера?
Тест Люшера основан на положении о том, что субъективный смысл цветов для всех
людей является одинаковым. Однако это допущение не всегда соответствует
действительности. Могут существовать межиндивидуальные различия в цветовых
ассоциациях. Цвет, который для одного человека выражает потребность в успехе,
для другого может быть символом потребности в разрушении, а для третьего может
быть связан с теплом и покоем. Да, статистически взаимосвязь между цветом и
потребностью существует, однако, в каждом конкретном случае такая связь может и
не совпадать с общепопуляционной нормой. Да и само понятие общепопуляционной
нормы недостаточно определено. Не исключено, например, существование
межкультурных различий в цветовой символике человеческих потребностей. А если
так, то результаты диагностики потребностей, мотивации и эмоционального
состояния любого конкретного человека нуждаются в проверке. При использовании
теста Люшера в индивидуальной консультации такая проверка не составляет труда.
Исследовательские задачи с помощью теста Люшера также решаются неплохо, так как
межиндивидуальные различия при статистической обработке нивелируются. Однако,
применение теста Люшера как самостоятельной методики в практике психологической
экспертизы, при профессиональном отборе или для решения задачи оценки персонала
совершенно неприемлемо.
8. Как следует относиться к таблицам интерпретации теста Люшера?
Таблицы интерпретации не заменяют, а дополняют основной способ анализа
результатов. Опытные психологи при использовании теста Люшера редко обращаются к
таблицам интерпретации. Однако для начинающих работать с Люшером эти таблицы
могут быть полезными. Кроме того, они позволяют осуществлять самотестирование,
которое в методике Люшера вполне допускается. Наконец, таблицы интерпретации
включаются во все компьютерные программы с тестом Люшера. Прочитав интерпретацию
из таблиц, испытуемые, как правило, склонны соглашаться с полученными
результатами и получают определенное удовлетворение. Дело в том, что содержание
этих таблиц часто бывает достаточно неопределенным, поэтому многие испытуемые
узнают в них себя. Кроме того, текст интерпретации является довольно изящным и
может рассматриваться, как своеобразное произведение искусства, которое может
доставлять эстетическое удовольствие.
9. Почему тест Люшера так популярен среди психологов?
Причин популярности много. Тест Люшера является самым коротким среди
психодиагностических методик, достаточно прост в использовании, необычен и
привлекателен для испытуемых, может давать интересную и неожиданную информацию
об эмоциональных переживаниях, достаточно объективен в отличие от анкетных
методов, позволяет обрабатывать и анализировать результаты в присутствии или
даже вместе с клиентом, предоставляет качественный материал для исследований. Не
случайно тест Люшера был и по сей день является "визитной карточкой" фирмы
"ИМАТОН". Наконец, тест Люшера может служить хорошей основой для разработки
других психодиагностических методик, таких как цветовой тест отношений, метод
цветовых метафор и т.д. Но это - тема для следующего разговора.

Powered by Drupal - Design by artinet