Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров (работ и услуг).

Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую составляющую балансовой прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Так данные табл. 1 свидетельствуют о том, что если в предыдущем периоде прибыль от реализации составляла –39,3 % в балансовой прибыли, то в отчетном периоде – уже 117,97 %, т.е. балансовая прибыль формируется преимущественно из прибыли от реализации и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на ее величину. В этих целях рекомендуется проводить многофакторный анализ изменения прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнением с предыдущим под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение.
Для проведения факторного анализа используется необходимая информационная табл.2.1 и аналитическая табл.2.2, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции.
Таблица 2.3
Динамика факторов формирования прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.
Показатели Предыду-щий год (базисный) Цены и затра-ты по базису на факт. объем реализации отчетного года Отчетный год
А 1 2 3
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных бязат.платежей) 3277 7129 10007
А 1 2 3
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, работ, услуг 3493 7167 9331
3. Коммерческие расходы х х х
4. Управленческие расходы х х х
5. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 3493 7114 9331
6. Прибыль (убыток) от реализации -216 438 676
7. Темп роста объема реализации, рассчитанный в ценах базисного года, % 3277 7129 217,5

Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации приведен в табл.2.4

Таблица 2.4
Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации товаров, продукции, работ, услуг

Фактор изменения прибыли
от реализации Результат расчета, тыс. р. Влияние фактора на изменение прибыли, тыс. р. (+,-)
А 2 3
А. Общее изменение прибыли от реализации 892 х
1. Изменения объема реализации -216*117.5:100=-253,9 -253,9
2. Изменения производственной себестоимости реализации 9331-7167=+2164 -2164
3. Изменение коммерческих расходов х х
4. Изменение управленческих расходов х х
5. Изменение цен 10007-7129=+2878 +2878
6. Структура реализации 892-(-253,9-2164+2878)=431,9 +431,9
7. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от реализации - +892

Приведенные расчеты в табл.2.4 наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.
Завершается анализ прибыли от реализации оценкой динамики показателей эффективности реализации, приведенных в табл.2.5.

Таблица 2.5
Динамика показателей эффективности реализации товаров, продукции, работ, услуг.
Показатели Предыдущий год Отчетный год Отклонение (+,-)
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р. 3277 10007 +6730
2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс. р. 3493 9331 +5838
3. Прибыль от реализации, тыс. р. -216 676 +892
4. Рентабельность реализации ,% 6,18 7,24 +1,06
5. Затраты на 1 р. реализации, коп 1,07 0,93 -0,14
6. Эффективность продаж, % 6,6 6,7 +0,1

Как свидетельствуют данные табл.2.5, все показатели эффективности реализации в отчетном году превысили свои качественные характеристики в сравнении с предыдущим годом; при этом рентабельность реализации составила 7,24%, эффективность продаж – 6,7%, а затраты на 1 р. реализации снизились с 1,07 коп до 0,93 коп.

Powered by Drupal - Design by artinet