Предприятия в условиях олигополии

Это разновидность рынка, на котором господствуют несколько фирм и продают одни и те же товары или дифференцированную продукцию.
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили) Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, большим начальным капиталом, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в отрасль новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решения фирм по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов, обуславливают принятие решения.
Существует как «жесткая» олигополия, когда на рынке господствуют 2-3 фирмы, так и «расплывчатая», когда 6-7 фирм делят 70-80% рынка, а остальные – конкурентное окружение. Классическая олигополия образуется несколькими производителями. При ней цен обычно меняются нечасто и на незначительную величину; это встречается тогда, когда фирмы сталкиваются с сезонными изменениями спроса и циклическими явлениями, но выгодней менять не цену, а объем производства. Ценовая конкуренция при олигополии почти отсутствует, в основном действует неценовая.
Кроме олигополии существует дуополия (2 продавца). Это рыночная структура хозяйства, при которой имеется только два поставщика определенного товара. Между этими поставщиками полностью отсутствуют монополистические соглашения о рынках сбыта, о ценах, о квотах производства и т.д.

Powered by Drupal - Design by artinet