Экологический менеджмент

Экологическим менеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.
Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективности производства с охраной окружающей среды, в том числе среды обитания человека, и с рациональным использованием природных ресурсов.
В условиях современного экологического кризиса стратегией ЭМ является научно обоснованная направленность развития системы «человек-биосфера», ведущая к эволюции природы и общества, на основе которой разрабатываются методологические и организационные основы управления.
Экологический менеджмент – относительно новое понятие в нашей стране. В конце 20-го века были разработаны международные стандарты в области систем экологического менеджмента ISO 14 000.
В начале 21 века основным документом по экологическому менеджменту является стандарт ISO 14 001 «Спецификация и руководство по использованию систем экологического менеджмента». ЭМ по ISO 14 001 по У.Г. Ибатуллину, С.М. Ибатуллиной (2001) последовательно можно описать следующим образом:
1. Экологическая политика – специальный документ о намерениях и принципах организации, являющийся основой для действий организации и определения экологически целей и задач.
2. Планирование. Должно включать экологические аспекты, требования законодательных актов, целевые и плановые экологические показатели, программу управления окружающей средой.
3. Внедрение и функционирование. Это самый сложный и объемный блок, который содержит следующие разделы: структура и ответственность; осведомленность, обучение и компетентность; связь; документация системы управления окружающей средой; управление документацией; управление операциями; подготовленность к аварийным операциям и адекватная реакция на них.
4. Проведение проверок и корректирующие действия.
5. Анализ со стороны руководства.

Предприятия, практикующие ЭМ, теоретически получают ряд существенных преимуществ. Во-первых, это снижение издержек за счет: ресурсо- и энергосбережения; утилизации, продажи побочных продуктов и отходов производства; минимизации платы за ресурсы и загрязнение окружающей среды. Во-вторых, рост доходов за счет более высоких цен на экологически чистую продукцию; повышение конкурентоспособности; создания новых видов продукции. В-третьих, благоприятный имидж, способность к постоянному обновлению ассортимента продукции, лучшие возможности для экспорта продукции.

Powered by Drupal - Design by artinet