СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ экология

США — бесспорно, одна из наиболее экономически развитых стран мира, где современные отрасли промышленности, энергетика, транс¬порт, сельское хозяйство поставлены на высочайший уровень. Не все так безоблачно: оказалось, что развитие экономики, производства, по¬вышение комфорта прямо пропорционально увеличению нагрузки на природу и приближению экологической катастрофы. В результате американское право признало охрану окружающей среды самостоятель¬ной сферой общественных отношений, а образовавшаяся отрасль пра¬ва призвана реализовать модель экологически безопасного экономиче¬ского развития.
Следует заметить, что в США решение проблем охраны природы и природопользования корнями уходит в далекое прошлое. В 1872 г. был создан первый в мире национальный парк, в 1903 г. — первый нацио¬нальный заказник, а в 1880 г. был принят важнейший природоохрани¬тельный нормативный акт — Закон по борьбе с загрязнением атмосфер¬ного воздуха. В 1908 г. Теодор Рузвельт явился инициатором созыва кон¬ференции штатов по выработке Основ природоохранной политики. В 1909 г. в США был создан Национальный комитет по охране природы, а в 1915 г. образовано Американское экологическое общество.
Тем не менее, в конце 1970 г. с созданием Агентства по охране окру¬жающей среды (ЕРА) — инициатор Ричард Никсон — началось реаль¬ное осуществление задуманного. В задачу ЕРА входят систематическое снижение загрязненности и борьба с ней путем проведения различных мероприятий, относящихся к научным исследованиям, регулирова¬нию, установлению стандартов и исполнению правил. О размахе работ свидетельствует штат сотрудников Агентства: к 1993 г. он вырос до 19 тыс. человек. В основу деятельности ЕРА положены принципы, от¬ражающие, по мнению американцев, национальный метод экологиче¬ского правового регулирования:
предотвращение загрязнений (лучше и дешевле предотвратить за¬грязнение, чем его устранить); осуществление защиты экосистем на ге¬ографической основе; равенство в окружающей среде всех групп насе¬ления, в т.ч. этнических групп; налаживание партнерских отношений с местными органами власти.
Важное место в системе природоохранных органов США занимает Министерство внутренних дел, в компетенцию которого входит руко¬водство системой национальных парков, службой рыбного хозяйства и живой природой.
Управление природной средой на региональном уровне почти все¬гда осуществляется правительствами штатов с участием региональных управлений министерств и федеральных агентств.
Существуют и различные неправительственные организации меж¬дународного, общенационального или регионального уровня. Напри¬мер, Ассоциация изготовителей химикатов, корпорация «Экология и окружающая среда», корпорация «Охрана природы» и др. Говоря об основных источниках экологического права США, надо обратиться к законам и, прежде всего к Конституции как основному за¬кону страны.
Конституция не содержит положений, непосредственно посвящен¬ных охране окружающей среды. Тем не менее, все конституционные нормы, в той или иной мере касающиеся интересующей нас темы, можно объединить в три большие группы:
нормы, устанавливающие полномочия Конгресса в сфере экологи¬ческого права;
нормы, ограничивающие эти полномочия;
нормы, формирующие права граждан, использование которых спо¬собно воздействовать на правовое регулирование экологических отно¬шений.
Если сами конституционные положения мало приемлемы на прак¬тике, то и судебное толкование играет огромную роль в современном экологическом законодательстве США.
Среди принятых экологических законов следует отметить Закон о чистом воздухе, Закон об охране исчезающих биологических видов и др. Но центральное место в системе экологического законодательства США занимает Закон о национальной политике в области охраны ок¬ружающей среды, принятый Конгрессом в 1969 г. и вступивший в силу с 1 января 1970г. В круг основных полномочий федеральных ведомств входит обязанность по охране окружающий среды и, самое главное, предусмотрен механизм реализации этой обязанности (установление порядка раннего прогнозирования экологических последствий в про¬цессе принятия федеральными министерствами и ведомствами хозяй¬ственных решений или порядка экологической экспертизы). Помимо этого, Закон предусматривает создание Совета по качеству окружаю¬щей среды в рамках исполнительного аппарата Президента на правах вспомогательного и совещательного органа.

Powered by Drupal - Design by artinet