Важнейшие источники Международного Экологического права

Вопросы о субъектах и источниках международного экологическо¬го права тесно переплетены между собой, поскольку результаты зако¬нотворческой деятельности всех субъектов явля¬ются источниками данной отрасли права. Нормы международного эко¬логического права содержатся в качественно иных источниках, нежели нормы национального экологического права; в международных дого¬ворах, являющихся наиболее важными источниками международного экологического права: в конвенциях, в международных обычаях, кото¬рые признаны государством, публично или молчаливо, юридически обязательными; в решениях международного права только тогда, когда они одобрены государством.
Источники международного экологического права представляют собой международные нормативно-правовые акты, содержащие меж¬дународные эколого-правовые нормы.
Источники международного экологического права делятся на два основные вида. Наиболее важными являются источники международ¬ного экологического права — конвенции, договоры, соглашения, кото¬рые имеют обязательную силу для государств, участвующих в них и подписавших их. Но наряду с этими источниками существуют и другие, которые носят только рекомендательный характер: решения и резолю¬ции конференций, симпозиумов, форумов, совещаний.
Источники международного экологического права — декларации. Это заявления правительств о принципах проведения экологической политики. Они не имеют обязательной силы, которой обладают дого¬воры, но они имеют важнейшее значение, так как в них сформулирова¬ны принципы международного экологического права, которые разде¬ляются большинством государств.
Эти источники международного экологического права оказывают большое влияние на международное экологическое право, например, Стокгольмская Декларация по охране окружающей среды (1972 г.), Декларация по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жа¬нейро (1992 г.) и др.
Источники международного экологического права могут быть классифицированы по разным основаниям: двусторонние и многосто¬ронние; межгосударственные и с участием международных организа¬ций; межправительственные и межведомственные, глобальные, регио¬нальные и т.п. Часть из источников экологического права уже была рассмотрена, часть упомянута. Однако следует дополнить их перечнем некоторых двусторонних договоров еще СССР, правопреемницей которого стала Россия. Соглашение между правительством СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, 1972 г. Конвенция между правительством СССР и Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания, 1973 г.
Меморандум о взаимопонимании между правительством СССР и
Канады о научном сотрудничестве в области исследования водных систем, 1989 г.
Среди многосторонних соглашений можно выделить Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящими¬ся под угрозой исчезновения, 1973 г.; Соглашение о сохранении белых медведей, 1973 г.; Конвенцию об изменении климата, 1992 г.; Конвен¬цию по охране и использованию трансграничных водотоков и между¬народных озер, 1992 г.
Немного подробнее изложу Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природу, 1977 г.
Статья 1 закрепляет, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, имеющих широкие, долго¬срочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству участнику. Возможные погодные последствия, которые могут быть вызваны применением средств воздействия на среду, перечислены в «Со¬гласованных пониманиях»: землетрясения, цунами, нарушения в эко¬логическом балансе какого-либо района, изменения в элементах пого¬ды (облаков, осадков, циклонов). Изменения в элементах климата, в океанических течениях, изменения озонового слоя, изменение био¬сферы и ионосферы.
Таким образом, законодательная база международного экологичес¬кого права постоянно пополняется, изменяется. Это можно объяснить расширением масштабов экологических проблем, изменением между¬народной ситуации, осознанием человеком различных аспектов своей деятельности и т.д.
Все изложенное в различных конвенциях, протоколах, договорах только тогда можно назвать «прорывом в XXI век», когда будут урегу¬лированы все или почти все «недоразумения» на международном и на¬циональном уровнях в сфере экологического прав. Именно в этом и заключается самая большая и трудно преодолимая проблема нашего столетия. Следует продемонстрировать это на примерах об Антаркти¬ческом договоре и Конвенции о полном запрещении противопехотных мин.
Россия может оказаться единственной страной — участницей Мад¬ридского протокола к многостороннему договору об использовании Антарктики, до сих пор не ратифицировавшей его. Сам договор об ис¬пользовании Антарктики был заключен в 1959 г. 12 государствами, к которым впоследствии присоединились многие другие.
Протокол вступает в силу только после ратификации его всеми странами-участницами. За прошедшие с тех пор годы его ратифициро¬вали 22 страны. Медлят четыре: Финляндия, Япония, США и Россия.
Для нашей страны «камнем преткновения» оказался как раз пункт об удалении уже накопившихся загрязнений. Сколь ни ничтожны мас¬штабы человеческой деятельности на шестом континенте по сравне¬нию с прочими пятью, все же за 40 лет эксплуатации вокруг станций накопилось множество всяких отходов — от жестянок до сломанных тракторов и вездеходов, и никогда никому не приходило в голову, что их надо куда-то вывозить.
Принцип Мадридского протокола прост: каждый убирает за собой. При этом не допускается закапывание мусора, сброс его в море, сжига¬ние на месте и т. п. — только вывоз. Поскольку советская антарктичес¬кая программа всегда была одной из самых масштабных, внушителен и объем работ, выпадающий на долю России. Точной суммы, в которую они обойдутся, никто не называл, но, по оценкам, речь идет, по край¬ней мере, об 1 миллионе долларов — отходы придется везти морем че¬рез две трети мира, а с расположенной в глубине континента станции «Восток» их надо еще сначала доставить к побережью. Между тем в по¬следние годы Росгидромет (в системе которого работают полярные станции) и без того сильно сократил свою антарктическую программу ввиду отсутствия средств.

Powered by Drupal - Design by artinet