Основные свойства внешней среды

Объемность определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать компания при разработке и реализации УР.
Принято выделять 3 уровня объемности: большая, средняя и малая.
Большой объемности соответствуют 7-10 учитываемых в первую очередь элементов, средней объемности – 4-6, малой – 1-3.
Сложность - трудозатраты на обработку требуемого количества элементов внешней среды. 3 уровня сложности: высокая, средняя, низкая. Уровень сложности – величина субъективная для каждой организации. Повышение профессионализма профессионала и ресурсного содержания снижают уровень сложности элементов внешней среды для их обработки.
Подвижность – скоростью искусственного или естественного изменения или обновления значений параметров ее элементов.
П = К / Т, К – количество измененных или обновленных значений параметров. Т – календарное время изменений или обновлений.
Неопределенность – неполнота или неточность информации о текущем или перспективном состоянии элементов внешней среды.
Коммуникабельность – уровень отношений между компанией и внешней средой. 3 уровня – полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие и преимущественное противодействие.
Внешняя среда организации
Изучение внешней среды организации включает 3 составляющих:
1. изучение структуры внешней среды – характеристики элементов внешнего окружения и как они влияют на О. Это позволяет понять, как О может их использовать, насколько они значимы для О, нужно ли их учитывать.
2. выделение системы связей с внешней средой и системы связей внутри внешнего окружения.
3. оценка и определение приоритетных структурных единиц и наиболее важных связей со внешним окружением организации. Здесь вырабатываются стратегии О в отношении внешней среды.
Уровни внешнего окружения:
1. ближний уровень, который включает в себя те компоненты внешнего окружения, которые оказывают наибольшее воздействие на деятельность организации и частично входят в структурные единицы организации и напрямую участвуют в протекающих в ней процессах. Это владельцы собственности организации, ее акционеры, инвесторы.
Очень часто через ближний уровень О связана со структурными единицами других уровней внешней среды.
2. рыночный уровень, структурные единицы которого непосредственно участвуют в обмене ресурсами с внешним окружением.
Это:
- банки, с которыми О связана напрямую или которые принимают косвенное участие в ее деятельности, обеспечивая финансовую стабильность О
- партнеры – элементы внешнего окружения, которые связаны с О отношениями сотрудничества на основе взаимовыгодного обмена
- поставщики – обеспечивают своевременную и бесперебойную доставку ресурсов на входе
- заказчики – забирают готовый продукт на выходе
- конкуренты – отношения соперничества
- потребители – конечный пункт доставки продукта О самые важные.
3. институциональный уровень – включает в себя те структурные единицы внешней среды, которые могут оказывать воздействие на различные компоненты организации нерыночными средствами, т.е. влияние, контроль, принуждение, давление. Это правоохранительные органы, криминальные структуры, СМИ, общественные движения и партии, властные структуры.
4. общий или фоновый уровень, который включает в себя:
- технические достижения принятые и освоенные в данном обществе и возможности их реализации в данной О
- образовательный уровень персонала
- уровень накопленных знаний (научные работы, публикации, методики)
- доминирующая культура общества
- установки общественности в отношении потребления продукта О и возможности этого потребления
- степень восприятия законов и контроля со стороны государственных органов
- развитие коммуникаций в обществе.
Виды связей с внешним окружением:
- властные (регламентирующие и контролирующие)
- информационные (оповещательные)
- финансовые
- культурные (ценности и нормы)
- системные связи для поддержания устойчивости системы
Стратегии организации в отношениях с внешним окружением
2 основных стратегических направления, каждое из которых содержит свой набор стратегий:
1. буферные – организация стремится максимально изолировать себя от воздействия других организаций, сохраняя свою самостоятельность
- стратегия автономии от внешней среды (стратегия создания запасов), когда организация, запасая сырье, накапливая информацию, становится независимой на определенное время от других организаций.
- ужесточение контроля за входом и выходом организации. Появление жесткости по отношению к внешнему окружению с целью обезопасить себя от внешнего воздействия. (подозрительность к поставщикам, несгибаемость при установлении цены)
- стратегия экспансии, когда изоляция от внешнего окружения достигается путем расширения организации или завоеванием большей доли рынка.
2. стратегия установления взаимосвязей – организация упорядочивает обменные отношения, расширяет группы деловых контактов, приобретает новые сферы влияния. Усиление взаимозависимости различных организаций, контроль каждого за каждым на основе доверия.
- стратегия заключения сделок, которая заключается в постоянном стремлении организации устанавливать новые связи с различными объектами внешнего окружения на основе эквивалентного взаимовыгодного обмена.
+ - О взаимодействует активно со внешним окружением
- - О все время должна поддерживать имидж и связи
- стратегия взаимной диффузии, сущность которой состоит во взаимопроникновении отдельных областей деятельности одной организации в другую. Это может быть совместная реализация продукта.
- стратегия сращивания и слияния, сущность которой состоит в объединении отдельных организаций в союзы или укрупненные организации для наиболее успешной деятельности.
Характеристики внешнего окружения организации
1. сложность – число структурных единиц внешнего окружения и связей между ними, на которые организация обязана реагировать или учитывать их влияние в своей деятельности. Сложность описывается следующими параметрами:
- степень «гомогенности - гетерогенности». Внешнее окружение, которое является достаточно однородным (гомогенным) определяется как внешняя среда низкой сложности. Гомогенность определяется сходным размером организаций внешнего окружения, сходными целями и намерениями, структурами и способами управления, одинаковыми сферами деятельности. Напротив, гетерогенная (разнородная) среда характеризуется организациями, производящими разные продукты, стремящимися к различным целям, имеющие различные организационные структуры. Однородная внешняя среда может оцениваться с позиции организации достаточно однозначно, она более предсказуема и облегчает принятие управленческих решений.
- «единичность-множественность» факторов внешнего окружения, влияющих на организацию. Сложность в данном случае зависит от количества значимых для организации объектов и учета степени их влияния. Трудность решения этой задачи заключается в том, что организация имеет дело не только с большим количеством организаций во внешнем окружении, сколько связями этих между этими организациями, с определением их границ, входов и выходов. Учитывая это, добавление в ситуацию одного фактора (организации, связи) приводит к изменению других факторов и ситуации в целом.
2. изменчивость – степень устойчивости отдельных единиц внешнего окружения и связей между ними. Изменчивость внешней среды определяется такими факторами как:
- степень «стабильности-вариабельности» - показатель скорости изменений во внешнем окружении в единицу времени. Стабильная внешняя среда не может угрожать устойчивости организации. Осуществив необходимые мероприятия по адаптации к внешнему окружению, организация может достаточно спокойно определять долговременные цели, формировать устойчивые структуры при относительно неизменных технологиях. Вариабельная внешняя среда характеризуется большим количеством изменений в единицу времени. Она требует внедрения гибких структур и технологий.
- степень «ламинарности-турбулентности». Ламинарность означает, что изменения во внешней среде происходят в определенных предсказуемых направлениях. Турбулентная внешняя среда характеризуется непредсказуемыми, неожиданными и трудно просчитываемыми изменениями.
3. взаимосвязанность показывает характер отношений между отдельными структурными единицами внешнего окружения, а также между этими структурными единицами и организацией.
- степень «изоляции-взаимосвязанности» - наличие союзов, коалиций и прочных связей между отдельными структурными единицами внешнего окружения. Изолированное внешнее окружение характеризуется наличием отдельных субъектов, не связанных между собой или связанных неустойчивыми или вторичными связями. Руководитель организации не должен ориентироваться на связи между отдельными составляющими внешнего окружения. Взаимосвязанное внешнее окружение представляет собой некоторые совокупности структурных единиц внешней среды, выступающих как единое целое в силу тесных взаимосвязей между ними.
- степень «независимости-зависимости» показывает связь самой организации с различными компонентами внешнего окружения. Обычное состояние организации – отношения взаимозависимости с рядом партнеров, поставщиков, клиентов, потребителей и конкурентов.
4. ресурсные возможности внешнего окружения – возможности для взаимовыгодного обмена организации с внешним окружением.
Степень «бедности-насыщенности ресурсами» - насколько данная внешняя среда способна удовлетворить потребности организации.

Powered by Drupal - Design by artinet