Функции управления

Функция управления — это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
Общие и конкретные функции В определении функций получил всеобщее распространение подход, направленный на выделение общих и конкретных, или специальных, функций. Первые рассматриваются, как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые — как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.
Общие функции управления
планирова¬ние,
организацию,
координацию,
конт¬роль
мотивацию.
Взаимосвязь между ними может быть предс¬тавлена круговой диаграммой, изображающей содержание любо¬го процесса управления (рис.). Стрелки на диаграмме пока¬зывают, что движение от стадии планирования к контролю воз¬можно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре ди¬аграммы находится функция координации, обеспечивающая сог¬ласование и взаимодействие всех остальных функций. Однако, по нашему мнению, каждая функция представляет собой дея¬тельность по координации, которую практически невозможно обособить в ограниченном количестве подразделений.

Особенности общих функций (комплексность применения, независимость от объекта, применимы к самим себе и к процессу управления, между ними нет границ) Можно выделить следующие особенности общих функций управления:
1. Общие функции управления всегда применяются компле¬ксно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различные его функции могут приобретать доминирующий характер;
2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как:
во-первых, они применимы к любым социально-экономи¬ческим процессам или системам. Так, вполне правомерно гово¬рить о контроле эксперимента, регулировании уличного движе¬ния, учете денежного обращения и т.д.;
во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятель¬ности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т. д. В этом случае первое понятие характеризует целеполагание, системообразование, второе — содержательный ха¬рактер деятельности. Организация контроля предполагает, прежде всего, что контроль должен иметь определенные органи¬зационные формы, характеризоваться конкретными структур¬ными формами;
в-третьих, функции управления применимы и к самому про¬цессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реа¬лизации управленческого решения), и к системе управления. Так, | например, организация управления предполагает формирование : вполне определенных организационных форм управления и как процесса, и как системы, разработку структурных элементов с закрепленными правами и ответственностью органов управле¬ния, исследование и обеспечение свойств целостности, органич¬ности, связности и т. д.;
3) между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций уп¬равления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание функций управления как неко¬торых «технологических переделов» управленческой деятельнос¬ти чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение функцией конт¬роля требует несколько иных качеств от руководителя, чем орга¬низаторская деятельность.;

Классификация функций управления Казанцева Интересная и оригинальная классификация дана у Казанцева.
1) общие функции;
2) социально-психологические функции;
3) технологические функции.
Общие функции отражают основные стадии процесса управ¬ления деятельностью организации. Это формирование целей (все функции формируют цели и этот процесс неразрывно связан с осуществлением функции управления); планирование; организа¬ция; контроль.
Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллек¬тиве (формируют поведенческие аспекты реализации общих функций). К ним относят делегирование и мотивацию.
По нашему мнению, наиболее оптимальным является отнесе¬ние к социально-психологическим функциям функции мотива¬ции, делегирование же является частью функции организации.
Технологические функции - виды деятельнос¬ти, составляющие содержание технологии труда менеджера:
• принятие решений;
• коммуникация.
Эти процессы многими авторами выделяются как связующие или представлены как реализующие технологию мене¬джмента.
Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структур¬ных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.
Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосред¬ственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их вы¬полняющих.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к дея¬тельности для достижения личных целей и/или целей органи¬зации.
Контроль — это процесс обеспечения достижения организа¬цией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректиру¬ющих мер.
Конкретные функции управления (специфика объекта управления)
Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры.
Так как конкретные функции возникают в результате наложе¬ния общих функций управления на специфику объектов управле¬ния, то перечень таких функций зависит от перечня объектов уп¬равления и уровня декомпозиции самих функций.
Объекты – ресурсы, процессы, результаты В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты.

Эта классификация представляет организацию как совокуп¬ность входов, выходов и процессов преобразования ресурсов на входе в результаты на выходе. Можно выделить функции управления ресурса¬ми, функции управления процессами и функции управления ре¬зультатами.
Функции управления ресурсами. Организации в процессе сво¬ей деятельности используют материальные, трудовые, финансо¬вые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соот¬ветственно выделяют конкретные функции:
• управление запасами;
• управление финансами;
• управление персоналом и т.д.
Функции управления процессами. В любой организации проте¬кает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия реше¬ний, производственный процесс. Важнейшими частями произ¬водственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления:
• управление материально-техническим снабжением;
• управление основным производством;
• управление вспомогательным производством;
• управление обслуживающим производством;
• совершенствование управления;
• управление сбытом;
• управление маркетингом и т.д.
Функции управления результатами. К результатам (выходам) системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы произвоlства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции:
• управление качеством;
• управление производительностью;
• управление затратами и т.д.

Powered by Drupal - Design by artinet