Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации

Средством для достижения нормальных вза¬имоотношений между уровнями управления является делегиро¬вание полномочий.
Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответствен¬ность за их выполнение. Делегирование — акт, превращающий человека в руководителя.
Цели делегирования
• разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для ре¬шения стратегических и перспективных задач управления;
• повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
• активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.
При этом необходим такой объем и масштаб делегируемых полномочий, который способствует профессиональному росту сотрудников, мотивирует их, обеспечивает удовлетворенность содержанием труда. Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов и прежде всего от возможностей реализа¬ции делегируемых полномочий данным работником; соответ¬ствия передаваемых работнику полномочий характеру принима¬емых им задач.
2 концепции делегирования полно¬мочий (классическая, современная):
1) классическая — передача полномочий сверху вниз. Полно¬мочия считаются делегированными, когда они переданы руково¬дителем подчиненному;
2) современная — принятие полномочий. Полномочия счита¬ются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исхо¬дя из этой концепции подчиненный имеет право отклонить тре¬бования начальника.
Этапы делегированя Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
• поручение работникам индивидуальных конкретных за¬даний;
• предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
• формулирование обязательств подчиненных выполнить по¬рученные им задания.
Принципы делегирования К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:
• единоначалие — сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;
• соответствие — состав задач должен соответствовать харак¬теру полномочий сотрудника;
• координация — состав полномочий должен динамично кор¬ректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;
• достаточность — масштабы ответственности не должны пре¬вышать индивидуальные возможности сотрудника;
• мотивированность - расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.
Делегирование базируется на полномочиях и ответствен¬ности.
Ответственность — это обязательство выполнить поставлен¬ные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.
Полномочие — это организационно закрепленное ограничен¬ное право использовать ресурсы организации и направлять уси¬лия ее работников на выполнение определенных задач.
Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, пре¬вышает свои полномочия. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления. Но даже пол¬номочия высшего руководства ограничены законами, культур¬ными ценностями общества.
Полномочия бывают следующих типов: линейные и штаб¬ные.
Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые не¬посредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий (скаляр¬ный процесс) создает иерархию уровней управления организа¬ции, называемую цепью команд (рис. 16.1).
Штабные полномочия — это право советовать или помогать ру¬ководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Штабные полномочия бывают четырех видов:
• рекомендательные;
• обязательного согласования;
• параллельные;
• функциональные.
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультиро¬ванию линейного руководства.
Обязательное согласование Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линей¬ное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штаб¬ному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определен¬ные действия в пределах своей компетенции.
Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Препятствия со стороны руководителя Препятствия со стороны подчиненного
Отсутствие доверия к подчиненным
Боязнь потери власти
Отсутствие способности руково¬дить, видеть перспективу, обучать
Боязнь риска
Отсутствие системы контроля за ра¬ботой подчиненного
Уверенность, что руководитель сам выполнит работу лучше Боязнь ответственности, неуверен¬ность в себе
Боязнь риска
Боязнь критики, нареканий
Перегрузка подчиненного
Отсутствие стимулов
Отсутствие необходимых ресурсов для выполнения работы (в том чис¬ле и незнание работы - отсутствие необходимых информационных ре¬сурсов)

Powered by Drupal - Design by artinet