Функция мотивации

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Часто мотивацию отождествляют со стимулированием. Эти понятие очень близки по содержанию, но не стоит их смешивать.
Стимулирование предполагает внешнее (моральное, физичес¬кое, материальное) воздействие на людей с целью непосред¬ственного влияния на результаты труда, активизацию деятель¬ности работников.
2 аспекта мотивации Мотивация — более широкое понятие, которое можно рас¬сматривать в двух аспектах:
1) как психологический процесс, начинающийся с физиоло¬гической или психологической нехватки или потребности, кото¬рая активизирует поведение или создает побуждение, направлен¬ное на достижение определенной цели или вознаграждения
2) как определение и создание условий, причин, побуждаю¬щих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп.
Теории мотивации (содержательные, процессуальные)
Можно разделить на две группы:
1) содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности и потребнос¬тей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это теории А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда, К. Альдерфераидр.);
2) процессуальные теории мотивации базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и поз¬нания (это теория ожидания В. Врума, теория справедливости и модель мотивации Портера — Лоулера).
Потребность - ощущение недостатка чего-либо. Потребности работников в определенной степени различаются в зависимости от возраста работников, вида трудовой деятельности, уровня образо¬вания и профессиональной подготовки, от природно-климатичес¬ких условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, привычек, черт характера, семейного положения и т.д. Когда пот¬ребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности удовлетворить ее (побуждение к действию). Пот¬ребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждение — это то, что человек получает по результатам работы и считает ценным для себя. Существуют два типа вознаг¬раждений: внутреннее (дает сама работа — значимость, самоува¬жение,-содержательность, возможность творчества и др.) и внеш¬нее (дается организацией — заработная плата, символы служеб¬ного статуса, продвижение по службе и др.). Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внеш¬ние вознаграждения в целях мотивации, менеджер должен уста¬новить, каковы потребности работников. В этом состоит смысл содержательных теорий мотивации.

Powered by Drupal - Design by artinet