Содержательные теории мотивации (потребности и их приоритетность).

Разработчиков содержа¬тельных теорий интересуют имеющиеся у людей потребности и их приоритетность.
Иерархия потребностей по А. Маслоу. Теория, предложенная в 40-е годы психологом А. Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру (рис. 17.1), во многом определяющую поведение человека. А. Маслоу разделил потребности на первичные (физиологичес¬кие, потребности в защите) и вторичные (потребности социаль¬ные, потребности в уважении и потребности в самовыражении и развитии). Согласно его теории пока слой первичных потребнос¬тей неудовлетворен, активными не станут потребности вторич¬ного уровня.
5 групп потребностей А. Маслоу выделяет пять групп потребностей:
1) физиологические потребности (голод, жажда, сон и др.);
2) потребности в безопасности и уверенности в будущем (это сохранение жизни и здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и т.п.);
3) социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе, доброжелательное отношение людей и т.д.);
4) потребности в уважении (это потребность испытывать чувства собственной значимости и необходимости для предприя¬тия, видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус);
5) потребности самовыражения (это стремление к раскрытию своих способностей к самосовершенствованию, к творчеству и развитию).

Недостатки Теория А. Маслоу имеет свои недостатки. Очевидно, четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей не су¬ществует. Не получила полного подтверждения и концепция на¬иважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации. Теория А. Маслоу не учитывает индивидуальные особенности людей, оказывающие влияние на потребности каждого человека. Кроме того, разные жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.
Макгрегор, теория X и Y Не менее популярно в школе "человеческих отношений" и учение Д. Макгрегора. В основе его теории (Х и Y) лежат следующие характеристики работников:
теория Х - средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;
теория Y - люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.
Теория потребностей Д. МакКлелланда (потребность власти, в успехе, в причастности). Д. МакКлелланд до¬полнил схему А. Маслоу, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней.
Потребность власти — это желание воздействовать на других людей. Люди с этой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первона¬чальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя. Таких людей надо заблаговременно готовить к занятию управленческих должностей.
Потребность в успехе удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умерен¬но, любят брать на себя личную ответственность за поиск реше¬ния проблемы. Поэтому таких людей нужно мотивировать, ставя перед ними задачи с умеренной степенью риска или возмож¬ностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия; регу¬лярно и конкретно их поощрять в соответствии с достигнутыми результатами.
Люди с потребностью в причастности заинтересованы в ком¬пании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отно¬шения и контакты, или же уделять этим людям больше времени и внимания.
Теория мотивации Ф. Герцберга (факторы окружающей среды и мотивации). Он во второй половине 50-х годов XX в. предложил модель мотивации, выделив две группы факторов:
Факторы здоровой окружающей среды (гигиенические)
• Политика фирмы.
• Условия работы.
• Уровень заработной платы.
• Степень контроля за работой.
• Межличностные отношения и др.
Факторы мотивации (мотиваторы)
• Успех.
• Продвижение по службе.
• Признание результатов, заслуг.
• Возможность творчества.
• Ответственность и др.
Ф. Герцберг назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение — гигиеническими факторами. Вместе взятые мотиваторы и гигиенические факторы, образовали основу двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга.
Схема модели Герцберга Ф. Герцберг полагает, что работник начинает обращать вни¬мание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.

Теория К. Альдерфера (потребности существования, в связях, в росте). Содержательные теории трудовой мо¬тивации Ф. Герцберга и в особенности А. Маслоу получили раз¬витие в работах К. Альдерфера. Он сформулировал модель кате¬горий потребностей, которая больше подтверждена имеющими¬ся эмпирическими данными.
К. Альдерфер выделил три группы основных потребностей: существования, в связях и росте.
Потребности существования ка¬саются выживания (физиологическое благополучие).
Потребнос¬ти в связях подчеркивают значимость межличностных, социаль¬ных взаимоотношений.
Потребности в росте связаны с внутрен¬ним стремлением человека к развитию.
В отличие от А. Маслоу и Ф. Герцберга К. Альдерфер не утверж¬дает, что потребности более высокого уровня становятся мотивиру¬ющим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единствен¬ным способом активизации потребности. Например, согласно его теории, происхождение человека и культурная среда могут обусло¬вить то, что потребности в связях будут предшествовать неудовлет¬воренным потребностям существования, и чем больше удовлетво¬ряются потребности в росте, тем сильнее они становятся.
Недостатки содержательных теорий Содержательные теории не учитывают индивидуальных осо¬бенностей людей, их прошлого опыта, а также вероятностного характера процесса мотивации. Этих недостатков попытались из¬бежать авторы процессуальных теорий мотивации.

Powered by Drupal - Design by artinet